logo
УМК Налоги и налогообложение

Структура и состав налоговых отношений.

В финансовой науке любые отношения рассматриваются как общественно экономические явления, имеющие определенную структуру и состав.

Под составом каждого конкретного налогового отношения понимается совокупность его участников, т.е. субъектов налоговых отношений. В соответствии с системным подходом права и обязанности указанных субъектов ( налогоплательщиков, налоговых органов и т.д.) в составе налогового отношения выступают в качестве юридических свойств этих участников.

Под структурой налоговых отношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого экономико- правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как и структуру любых общественных отношений, образует следующие три элемента:

  1. субъекты отношения- его участники( стороны)

  2. содержание отношения- субъективные права и обязанности указанных субъектов ( экономико- правовое поведение);

  3. объект отношения- по поводу чего или ради чего субъекты вступают в экономико- правовую связь в сфере налогообложения ( материальные экономические блага и нематериальные неэкономические блага). Примером таких материальных благ могут быть денежные средства в виде сумм налога, сбора пени штрафа. Пример неэкономических благ, выступающих объектом налоговых отношений,- публичный правопорядок в сфере налогообложения.

Виды участников налоговых отношений.

К участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся:

  1. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

  2. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

  3. Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ;

  4. Федеральная таможенная служба РФ и ее подразделения в РФ;

  5. сборщики налогов и сборов- государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием от налогоплательщиков ( плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов ( сборов) и их перечисление ( перевод ) в бюджеты;

  6. Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления ( департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, финансовые органы, иные уполномоченные органы- при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;