logo search
гос

Таможенная стоимость товара

Особое значение для целей применения таможенного тарифа имеет таможенная стоимость товаров. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию России, устанавливается Правительством РФ. Та­моженная стоимость декларируется декларантом таможенному органу.

При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант по требованию таможенного органа предоставляет необходимые сведения. При непредставле­нии доказательств, подтверждающих достоверность использо­ванных декларантом данных, таможенный орган может принять решение о невозможности использования выбранного декларан­том метода таможенной оценки.

Начисление, уплата и взимание пошлины на товар произво­дятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с Та­моженным кодексом РФ. Пошлина зачисляется в доход феде­рального бюджета.

Рассмотрим методы определения таможенной стоимости то­варов.

Основной — метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Если этот метод не может быть использован, применяется по­следовательно каждый из следующих методов.

1. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной стоимостью ввозимого товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате на момент пересечения им таможенной границы России. При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются:

• расходы по доставке товара до аэропорта, порта или другого места ввоза товара на таможенную территорию России;

• стоимость транспортировки;

• расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;

• страховая сумма;

• комиссионные и брокерские вознаграждения, кроме ко­миссионных по закупке товара;

• стоимость многооборотной тары, если она рассматривает­ся как единое целое с оцениваемыми товарами;

• стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных ма­териалов и работ по упаковке;

• соответствующая часть стоимости товаров и услуг, кото­рые прямо или косвенно были предоставлены покупате­лем бесплатно или по сниженной цене для использова­ния в связи с производством или продажей на вывоз оце­ниваемых товаров;

• лицензионные и другие платежи за использование объек­тов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве усло­вия продажи оцениваемых товаров;

• величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или ис­пользования оцениваемых товаров на территории России.

2. Метод по цене сделки с идентичными товарами. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара прини­мается цена сделки с идентичными товарами — товарами, оди­наковыми во всех отношениях с оцениваемыми товарами, вклю­чая: физические характеристики; качество и репутация на рын­ке; страна происхождения; производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары: проданы для ввоза на территорию России; ввезены од­новременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров; ввезены примерно в том же количестве и на тех же коммерческих условиях.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, также корректируется с учетом рас­смотренных выше расходов.

3. Метод по цене сделки с однородными товарами. За основу для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. Однородные товары — это товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаи­мозаменяемыми.

4. Метод на основе вычитания стоимости применяется, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут прода­ваться на территории России без изменения своего первона­чального состояния. В качестве основы для определения тамо­женной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары про­даются наибольшей партией не позднее 90 дней с даты ввоза товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. Из цены единицы товара вычитаются:

• расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обыч­ные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с про­дажей в России ввозимых товаров того же класса и вида;

• суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и других платежей, подлежащих уплате в связи с ввозом или про­дажей товаров;

• обычные расходы, понесенные в РФ, на транспортиров­ку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

5. Метод на основе сложения стоимости. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена, рассчитанная путем сложения:

• материалов и издержек, понесенных изготовителем в свя­зи с производством оцениваемого товара;

• общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы РФ, и других затрат;

• прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

6. Резервный метод. Если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последователь­ного применения рассмотренных выше методов либо если тамо­женный орган считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики. При этом таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по ре­зервному методу используются:

• цена товара на внутреннем рынке РФ;

• цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

• цена на внутреннем рынке РФ на товары российского происхождения;

• произвольно установленная или достоверно не подтвер­жденная цена товара.

Страны происхождения товара устанавливаются с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза и вывоза товара с таможенной территории РФ.

Страна происхождения товара — это страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной перера­ботке. Под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть стра­ны, если имеется необходимость их выделения для целей опре­деления происхождения товара.

Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерия­ми достаточной переработки. Ими являются:

• изменение товарной позиции — классификационного ко­да товара по товарной номенклатуре;

• выполнение производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

• правило адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксиро­ванной доли цены поставляемого товара.

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки, по подготовке товаров к продаже и транспортировке; простые сборочные операции; сме­шивание товаров без придания полученной продукции характери­стик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

Таможенный орган РФ вправе требовать представления сер­тификата о происхождении товара.

При ввозе товара на таможенную территорию РФ сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке:

• на товары, происходящие из стран, которым РФ предоставляет преференции по таможенному тарифу;

• на товары, ввоз которых из данной страны регулируется квотами или другими мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;

• если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является РФ, законодательством РФ;

• если в представляемых для таможенного оформления до­кументах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.