logo search
экз финансы

5. Активы и пассивы организации.

Активы предприятия – собственность предприятия, имеющая денежную стоимость и отражаемая в активе баланса: деньги, счета дебиторов, оборотные фонды, основной капитал и нематериальные активы. Пассивы предприятия – все официальные требования по отношению к предприятию, обязательства и источники средств предприятия, состоящие из собственных, заемных и привлеченных средств. Основной целью формирования активов предприятия является выявление и удовлетворение потребности в отдельных их видах для обеспечения операционного процесса, а также оптимизация их состава для обеспечения условий эффективной хозяйственной деятельности.

Активы – совокупные имущественные цен–ности, используемые в хозяйственной деятель–ности с целью получения прибыли.

С позиций финансового менеджмента активы– классифицируются по следующим признакам:

1) по форме функционирования актива: материальные, нематериальные, финансо–вые активы;

2) по характеру участия в хозяйственном процессе и скорости оборота. Оборот–ные (текущие) активы – имущественные ценности, обслуживающие операционную деятельность и полностью потребляемые в течение одного производственно-коммер–ческого цикла (запасы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и товаров, незавершенное производство и дебиторская задолженность и т.п.). Внеоборотные активы – имущест–венные ценности, многократно участвующие в хозяйственной деятельности и переносящие свою стоимость на вновь созданный продукт (услугу) частями (основные средства, немате–риальные активы, незавершенное капитальное строительство и т.п.);

3) по финансовым источникам покрытия. Валовые активы – вся совокупность имущест–венных ценностей, сформированных за счет собственного и заемного капитала. Чистые активы – имущественные ценности, сфор–мированные за счет исключительно собствен–ного капитала;

4) по характеру владения активами. Соб–ственные активы находятся в постоянном владении предприятия и отражаются в соста–ве его баланса. Арендуемые активы нахо–дятся во временном владении предприятия в соответствии с заключенными договорами аренды (лизинга); 5) по степени ликвидности. Абсолютно лик–видные активы – активы, не требующие реа–лизации и представляющие собой готовые средства платежа (денежные активы в нацио–нальной и иностранной валюте). Высоколик–видные активы – активы, которые могут быть быстро конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь текущей рыночной стоимо–сти с целью своевременного обеспечения пла–тежей по текущим финансовым обязатель–ствам (краткосрочные финансовые вложения и краткосрочная дебиторская задолженность). Среднеликвидные активы – активы, кото–рые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь текущей рыноч–ной стоимости в срок от 1 до 6 месяцев (все формы дебиторской задолженности, кроме краткосрочной и безнадежной, запасы готовой продукции). Слаболиквидные активы – ак–тивы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь теку–щей рыночной стоимости по истечении полуго–да (запасы сырья и полуфабрикатов, основные средства и нематериальные активы). Нелик–видные активы – имущественные ценности, которые самостоятельно не могут быть реали–зованы (безнадежная дебиторская задолжен–ность, расходы будущих периодов).

Пассивы представляют собой источники фи–нансирования финансово-хозяйственной дея–тельности предприятия (организации), обеспечи–вающие формирование его активов. Различные источники финансирования образуют совокупный капитал предприятия (организации), который мо–жет быть классифицирован по ряду признаков:

1) по форме собственности на основе соот–ветствующей классификации предприятий и организаций (КФС): государственный капи–тал; частный капитал;

2) по принципу формирования: акционерный капитал (капитал акционерных обществ); паевой капитал (капитал партнерских предприятий – обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных обществ и т.п.); индивидуаль–ный капитал;

3) по принадлежности предприятию (орга–низации): собственный капитал, принадле–жащий предприятию на правах собственно–сти и отражаемый в разделе III баланса; заемный капитал, привлекаемый на возврат–ной основе и представляющий собой финан–совые обязательства предприятия;

4) по характеру использования собственни–ками: реинвестируемый капитал; потребляе–мый капитал, используемый в целях потребле–ния, представляющий собой дезинвестицию.

В управлении пассивами различают сле–дующие виды капитала: 1) собственный капитал – характеризует об–щую стоимость средств фирмы, принадлежа–щих ей на праве собственности;

2) уставный (складочный) капитал. Образу–ется на момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на всем протяжении жиз–ни фирмы. В зависимости от организацион–но-правовой формы фирмы ее уставный (скла–дочный) капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций, вложений в уставный капитал паев, долей и т.д.;

3) добавочный капитал. Включает в себя сум–му дооценки основных средств, объектов капи–тального строительства и других материальных объектов имущества фирмы со сроком полез–ного использования свыше 12 месяцев, про–водимой в установленном порядке; безвоз–мездно полученные фирмой ценности; сумму, полученную сверх номинальной стои–мости размещенных акций;

4) резервный капитал. Образуется за счет отчислений от прибыли в размере, опреде–ленном уставом, но не менее 15 % его устав–ного капитала. Ежегодно в резервный фонд должно отчисляться не менее 5 % чистой при–были до тех пор, пока резервный капитал не достигнет установленного уставом размера;

5) заемный капитал. Включает в себя денеж–ные средства или другие имущественные цен–ности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности фирмы. Все формы заемного капитала, ис–пользуемого фирмой, представляют собой его финансовые обязательства.