logo
экз финансы

78.Управление финансовыми рисками организации

Риск-менеджмент – это система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск-менеджмент включает стратегию и тактику управления.

Стратегия управления – направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления

Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

- управляемая подсистема (объект управления);

- управляющая подсистема (субъект управления).

Объект управления – риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.

К. этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.

Субъект управления – тот, кто управляет (финансовый менеджер). Это специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Риск-менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента:

- функции объекта управления;

- функции субъекта управления.

Функции объекта управления:

1. Организация риска, рисковых вложений капитала.

2. Организация работы по снижению величины риска.

3. Организация процесса страхования риска.

4. Организация экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

Функции субъекта управления:

1. Прогнозирование – разработка на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Это предвидение определенного события.

2. Регулирование – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений.

3. Организация – объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур (создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.).

4. Координация – согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов. Она обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

5. Стимулирование – побуждение финансовых менеджеров и других специалистов к заинтересованности в результате своего труда.

6. Контроль – проверка организации работы по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск-менеджмента. Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по снижению степени риска.

Как система управления, риск-менеджмент включает в себя следующие этапы:

- процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала;

- определение вероятности наступления события;

- выявление степени и величины риска;

анализ окружающей обстановки;

- выбор стратегии управления риском;

- выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения (т.е. приемов риск-менеджмента);

- осуществление целенаправленного воздействия на риск.

Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.