logo
экз финансы

45. Сущность и принципы организации безналичных расчетов.

Безналичные расчеты осуществляются в соответствии со следующими правилами.

Банк принимает на себя обязательство хранить денежные средства клиента, зачислять на его расчетный и другие счета поступающие суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении средств и выдаче их наличными.

Средства с расчетного счета списываются на основании документально оформленного распоряжения владельца счета.

Без распоряжения клиента денежные средства списываются лишь по решению суда и в других законодательно установленных случаях.

При наличии на счете клиента денежных сумм, достаточных для удовлетворения всех требований, предъявленных счету, средства списываются в соответствии с распоряжениями клиента и других документов на списание в порядке календарной очередности, если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание сумм в покрытие обязательств организации осуществляется в очередности, установленной законом:

• в первую очередь списывают суммы, присужденные судом и оформленные исполнительными листами,

• во вторую очередь списывают по исполнительным документам,

• в третью очередь списывают по платежным документам,

• в четвертую очередь списывают суммы по платежным документам,

• в пятую очередь списывают по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

• в шестую очередь списывают по другим платежным документам в порядке календарной очередности поступления документов.

Средства списываются со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, в порядке календарной очередности поступления документов.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются в договоре.

Расчеты платежными поручениями — широко распространенная форма расчетов по товарным и нетоварным операциям. Как правило, ими оформляются предварительная оплата товаров и услуг. В таком случае составляется платежное поручение на сумму предварительного взноса, а после выполнения условий договора вносится остаток суммы сделки. Допустимая сумма предварительной оплаты не должна превышать 50% суммы договора, в этом случае сохраняется паритет сторон.

Расчеты плановыми платежами используются при наличии долговременных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями, связанных с равномерными и постоянными поставками товаров и услуг.

Платежные требования представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных документов (счета-фактуры, накладных, товарно-транспортных накладных и др.) стоимость товаров и услуг.

Аккредитивная форма используется только при иногородних расчетах. Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика оплатить сумму, предусмотренную в аккредитивном заявлении на условиях предоставления поставщиком соответствующих документов. Аккредитивы бывают покрытыми (депонированными) и непокрытыми (гарантированными). Покрытые аккредитивы предполагают предварительное депонирование средств плательщика на специальном счете в банке. На каждом аккредитиве указывается его вид — отзывный или безотзывный.

Расчетные чеки используются при расчетах в момент совершения хозяйственных операций.