logo search
Учебник ЭПБ+

Основы организации и планирования бюджетных ассигнований на содержание органов управления и подразделений гпс. Смета и ее основные статьи расходов.

При изучении данной темы следует уяснить, что объектом планирования бюджетных ассигнований на содержание органов управления и подразделений ГПС являются различные направления расходов, связанных с их функционированием в целях обеспечения пожарной безопасности. Все расходы на содержание и оснащение органов управления и подразделений ГПС оформляются документально в виде сметы. Смета доходов и расходов - это документ, составляемый, как правило, в табличной форме и имеющий данные по расчету затрат (статей) на содержание и оснащение органов управления и подразделений ГПС. Расходы по каждой статье сметы регламентируются соответствующими документами.

Перечень расходов по смете органов управления и подразделений ГПС определен Федеральным законом от 15 августа 1996 года №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и приказом Минфина от 21.12.2005 г. № 152 «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» в настоящее время введена функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации, ведомственная классификация расходов федерального бюджета, экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Финансирование органов ГПС из федерального бюджета происходит по главе 177 «Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделу 0309 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона" отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также управление гражданской обороной и по подразделу у 0310 "Обеспечение противопожарной безопасности" отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны, а также объединений пожарной охраны.

Дело в том, что, начиная с 2005 года, Россия перешла на международную бюджетную классификацию, разработанную Международным валютным фондом (МВФ) на основе классификации функций органов государственного управления, рекомендованной ООН.

Международная бюджетная классификация, под которой подразумевается «Система государственных финансов», используется в ежегоднике по статистике государственных финансов, который издается МВФ и охватывает более 100 стран, куда и включаются данные о России, начиная с 1996 года.

Расходы бюджетов в Российской Федерации строятся по функциональному принципу на основе группировки бюджетных расходов, исходя из функций государства. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. К ним относятся: государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, социально-культурное развитие.

Расходы определяются как государственные платежи, которые могут быть направлены как на текущие цели, так и на капитальные, они могут быть как возмездные, то есть заплаченные в обмен на что-то, то есть, например, приобретение товаров и услуг, так и безвозмездные.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Экономическая классификация показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри государства, так и во взаимоотношениях с другими странами.

К основным видам финансовых операций относятся: выплата заработной платы (денежного содержания сотрудникам ГПС), перечисление во внебюджетные фонды ЕСН (единого социального налога), оплата коммунальных услуг, покупка товаров и оплата услуг, трансфертные платежи и др.

В качестве примера рассмотрим Сведения об объемах финансирования по финансово-экономическому департаменту и департаменту тыла и вооружения по состоянию на 18.04.2006 г. (таблица 3 и 4). Для более детального изучения предметных статей расходов бюджетной классификации необходимо обратиться к нормативным документам: приказы Минфина от 10.12.2004 № 114 «Бюджетная классификация РФ», от 21.12.2005 г. № 152 «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ»)

При составлении проекта сметы руководствуются утвержденным штатным расписанием подразделения, установленными окладами личного состава (с учетом выплаты за специальные звания, процентной надбавки за выслугу лет, надбавки за сложность и напряженность и т.д.), табельной положенностью оборудования и инвентаря и другими установленными нормами. Проект сметы и приложения к ней составляются по установленной форме в трех экземплярах. Подробные расчеты по отдельным статьям и видам расходов остаются при первом и втором экземпляре. К первому экземпляру, направляемому в вышестоящий орган, прилагаются только расчеты по установленной форме и обстоятельная пояснительная записка. Второй экземпляр направляет в орган Федерального казначейства, в котором на кассовом обслуживании находится подразделение ГПС. В смете обязательно указывается точное наименование органа ГПС, как оно внесено в перечень бюджетополучателей по Министерству финансов РФ.

Проект сметы подписывается начальником органа внутренних дел и начальником финансовой службы (главным бухгалтером). Следует обратить внимание, что в составлении и технико-экономическом обосновании проекта сметы должны принимать участие все заинтересованные службы или структурные подразделения органа ГПС. Такое участие помогает правильно определить нужды и запросы органа ГПС на предстоящий год.

Составленный проект сметы и пояснительная записка к ней (первые экземпляры) направляют в вышестоящий орган, а копия (второй экземпляр) остается в подразделении пожарной охраны.

После рассмотрения проекта сметы вышестоящий финансовый орган утверждает лимиты бюджетных обязательств на текущий год бюджетополучателю и сообщает ему об этом письмом.

Утвержденные лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета являются основанием для финансирования, и вышестоящий финансово-экономический орган согласно выделенным кредитам ежемесячно перечисляет денежные ресурсы бюджетополучателям.

Необходимо знать, что расходование бюджетных ассигнований без утвержденных лимитов не допускается.

Порядок использования финансовых ресурсов определяет, по существу, организацию финансовой работы в органах управления и подразделениях ГПС.

Общее руководство финансовой работой осуществляется финансово-экономическими отделами (ФЭО), начальником которых является лицо, назначаемое приказом руководителя соответствующего уровня (далее - "руководитель").

Начальник ФЭО, наряду с руководителем, несет ответственность за использование бюджетных ассигнований, своевременное обеспечение денежными средствами расходов, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств, экономное расходование денежных средств по целевому назначению, своевременную выплату заработной платы работникам (денежного содержания сотрудникам ГПС), а также выполнение обязательств по платежам.

Все представляемые руководителю на утверждение или подпись планы, сметы, договоры, приказы и другие документы, связанные с финансовой деятельностью, должны быть согласованы с начальником ФЭО и иметь его визу или заключение.

Начальник ФЭО представляет орган управления или подразделение ГПС в финансовых, кредитных и других учреждениях по финансовым вопросам без особой доверенности. Руководитель и начальник ФЭО органа управления или подразделения ГПС обязаны строго выполнять установленные государством требования к организации налично-денежного оборота.

Согласно приказа Минфина от 21.01.05 г. № 5-н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности органы управления и подразделения ГПС составляют в установленном порядке квартальные и годовые отчеты об исполнении смет расходов и представляют их в вышестоящие организации. Данная отчетность отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) подразделений пожарной охраны и позволяет проводить ее анализ. Анализ ФХД - промежуточный этап процесса управления органами управления и подразделениями ГПС, он преследует следующие цели:

Предметом анализа является финансово-хозяйственная деятельность конкретных органов управлений и подразделений ГПС.

Метод анализа - это способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение возложенных на конкретные органы управления и подразделения ГПС задач.

Результаты анализа должны доводиться до руководителей структурных подразделений (служб) с указанием конкретных предложений, направленных на мобилизацию внутрихозяйственных резервов.

Важно отметить, что работе по анализу финансово-хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС должна предшествовать счетная проверка бухгалтерских счетов и балансов.

В целях повышения результативности анализа рекомендуется уделять внимание рассмотрению данных не только бухгалтерского и статистического учета, отчетности, но и оперативного учета.