logo
Учебник ЭПБ+

2.3. Механизмы экономической ответственности и экономического стимулирования. Рыночные механизмы регулирования уровня пожарного риска

Достаточно эффек­тивными (с точки зрения управления пожарным риском) могут стать механизмы экономической ответственности, которые предполагают систему норм или нормативов, отклонение от которых ведет к опреде­ленным экономическим санкциям. Например, штрафам за превышение нормативной величины уровня пожарной опасности.

Механизмы экономического стимулирования представлены механизмом льготного налогообложения, механизмом ускоренной амортизации и т.д.

К механизмам экономического стимулирования следует также относить и механизм перераспределения риска, то есть противопожарного страхования.

Механизм льготного налогообложения построен на принципе соотношения фактического и предельно допустимого уровня пожарного риска. Размер налоговой ставки на прибыль увеличивается в случае превышения значения фактического уровня пожарного риска по отношению к предельно допустимому и, наоборот, уменьшается, если имеется обратное соотношение. Данный механизм стимулирует ПЭС в повышении уровня пожарной безопасности, так как оставляет в ее распоряжении дополнительные финансовые ресурсы, которые могут пойти как на расширенное воспроизводство, так и финансирование дополнительных пожарно-профилактических мероприятий, связанных с дальнейшим снижением уровня пожарного риска. Стимулирующую роль могут сыграть механизмы ускоренной амортизации. Вполне понятно, что действие данного механизма распространяется на ту часть основных фондов, которая непосредственно используется для обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности.

Целесообразным является также освобождение от уплаты налога на имущество основных фондов пожарно-технического назначения.

Особое значение в условиях трансформации экономической системы принадлежит собственно рыночным механизмам в сфере управления фактором пожарного риска. Рыночные механизмы регулирования пожарным риском, вне всякого сомнения, представляют интерес, так как именно они функционируют на основе принципов рыночной экономики и действуют автоматически.

Один из рыночных механизмов регулирования пожарным риском связан с реализацией квот на уровень пожарного риска по рыночным ценам, формирующийся под воздействием механизма спроса и предложения. Действие данного механизма аналогично концепции экологической лицензии, разработанной в конце 70-х годов в США, которая впоследствии стала реальным рыночным рычагом регулирования в сфере природоохранительной деятельности.

В основе другого рыночного механизма лежит принцип совместного противопожарного страхования фирм, имеющих фактически разные уровни пожарного риска. Механизм его функционирования прост. По всем фирмам определяется средний уровень пожарного риска. Фирмы, уровень пожарного риска которых выше среднего, платят разность тем фирмам, у которых уровень пожарного риска ниже среднего. В случае пожара на одной из фирм, каждая фирма участвует в компенсации экономических потерь в равной доле. Механизм совместного противопожарного страхования ориентирует фирмы с более высоким уровнем пожарного риска на достижение среднего уровня пожарного риска, а фирмы со средним и ниже уровнем пожарного риска к его снижению, тем самым стимулируя через систему платежей фирмы к дальнейшему уменьшению уровня пожарного риска.

Вполне закономерным можно считать, что без действующей системы оценки уровня пожарного риска экономические методы управления им не выполнят своего стимулирующего воздействия.

При всех достоинствах использования экономических методов управления пожарным риском нельзя сбрасывать со счетов административные методы. Только комплексное использование и рациональное соотношение административных и экономических методов управления пожарным риском в условиях рыночной экономики позволит наиболее полно учитывать интересы как государства, так и интересы каждого в отдельности элемента хозяйственной системы в вопросах обеспечения пожарной безопасности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Значение и сущность социально-экономических преобразований государства и их влияние на функционирование системы обеспечения пожарной безопасности в России.

  2. Основные предпосылки формирования новой концепции пожарной безопасности в условиях трансформации экономической системы.

  3. Административные методы обеспечения пожарной безопасности.

  4. Сущность и необходимость использования экономических методов обеспечения пожарной безопасности в условиях рыночной экономики.

  5. Система экономических методов в области управления пожарным риском.

  6. Сущность и значение страхования от пожаров. Формы противопожарного страхования. Условия и порядок противопожарного страхования.

  7. Основные методические положения по определению страховых тарифов при «огневом « страховании.

  8. Определение ущерба и страхового возмещения при «огневом» страховании.

  9. Оценка стоимости пожарного риска.

  10. Фонды пожарной безопасности: порядок их формирования и управления.

РАЗДЕЛ 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ УПРАЛЕНИЯ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГПС

Тема 8.

Финансовое обеспечение деятельности органов

управления и подразделений ГПС

Принцип Лоуренса Дж.Питера (американский писатель) для деловых людей: «Если вы действует в нарушение правил, вас оштрафуют; если вы действуете по правилам ,вас облагают налогом».

Принцип экономики по Роберту Хайнлайну (американский писатель): «Налоги взимаются вовсе не в интересах налогоплательщиков».

  1. Понятие, сущность и функции финансов. Финансовая система и ее структура. Финансовое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ГПС. Основные и дополнительные источники финансирования в области обеспечения пожарной безопасности.

  2. Государственный бюджет и его структура. Понятие и структура налоговой системы в РФ.

  3. Основы организации и планирования бюджетных ассигнований на содержание органов управления и подразделений ГПС. Смета и ее основные статьи расходов. Анализ использования бюджетных ассигнований на содержание органов управления и подразделений ГПС.

  4. Основные формы финансовых расчетов. Принципы организации наличных и безналичных расчетов.