4. Правовое регулирование деятельности валютных бирж
Понятие валютной биржи впервые закреплено в ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно п. 11 ст. 1 названного ФЗ валютные биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ.
При этом следует отметить, что законодатель не предусматривает определенную организационно-правовую форму для валютных бирж, из этого следует, что валютная биржа может принимать любую организационно-правовую форму, предусмотренную гражданским законодательством. Согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Пункт 6 ст. 4 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет валютную биржу как финансовую организацию. Согласно данному пункту финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Согласно Положению Центрального банка РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П межбанковские валютные биржи - специализированные биржи, имеющие лицензии Банка России на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделкам.
Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом. По отношению к валютным биржам данную норму следует рассматривать в совокупности с ч. 4 рассматриваемой статьи, которая гласит, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением, в частности, деятельности валютной биржи.
В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение. При этом данное структурное подразделение не будет являться самостоятельным юридическим лицом, хотя на этот счет в доктрине существует две точки зрения, о которых будет рассказано в третьей части работы. При этом следует отметить, что как на валютной бирже может быть создано структурное подразделение фондовой биржи, так и на фондовой бирже может быть создано структурное подразделение валютной биржи. Это следует из подп. 3.3.5 Приказа ФСФР РФ от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг». Лицензиат - фондовая биржа, совмещающая свою деятельность с деятельностью валютной биржи, обязан иметь самостоятельное структурное подразделение для осуществления указанного вида деятельности <7>.
--------------------------------
<7> Приказ ФСФР РФ от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н, в ред. от 20.09.2007, «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 23.
Из вышеприведенных норм следует, что валютная биржа является финансовой организацией в виде юридического лица, созданной в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которой является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. При этом валютная биржа может совмещать свою деятельность с деятельностью фондовой биржи, при организации для этого специального структурного подразделения, и наоборот. При этом фондовая биржа может принимать форму только акционерного общества или некоммерческого партнерства. Можно предположить аналогию данной нормы и для валютной биржи.
Первая валютная биржа в России была создана Постановлением Совмина РСФСР от 31 мая 1991 г. N 300. 1 июля 1991 г. было намечено открытие Российской валютной биржи как центра по проведению на территории РСФСР сделок с иностранной валютой, заключаемых по курсу, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения.
Полномочия Центрального банка РФ в отношении валютной биржи
Часть 4 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ предусматривает, что контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ. При этом следует отметить, что ЦБ РФ согласно данному Закону является органом валютного контроля, а значит, в его компетенцию входит:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;
4) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
5) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» ЦБ РФ устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. При этом ч. 4 ст. 97 данного Закона отмечает, что нормы, предусматривающие функции Банка России по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Таких изменений в названном Законе пока не существует.
Взаимодействие с антимонопольным органом
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ. Доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством РФ. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в РФ товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Постановлением Правительства от 9 июня 2007 г. N 359.
Доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее такой финансовой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.
Доминирующее положение на товарном рынке нескольких финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.
С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:
- доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в РФ товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ;
- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в РФ товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ. Данным Постановлением закрепляются также Правила установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации).
Согласно данным Правилам наличие доминирующего положения финансовой организации не является нарушением антимонопольного законодательства РФ. Установление доминирующего положения финансовой организации включает в себя следующие этапы:
а) установление сферы обращения финансовой услуги путем определения границ соответствующего товарного рынка на основе исследования спроса и предложения финансовой услуги;
б) определение объема финансовых услуг и долей финансовых организаций на соответствующем товарном рынке;
в) установление наличия условий признания доминирующим положения финансовой организации.
В целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке основным показателем (в стоимостном выражении) в отношении услуг, оказываемых фондовой и валютной бирже, является объем торгов, в том числе по видам активов.
Установление доминирующего положения финансовой организации осуществляется с учетом следующих сведений, получаемых от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, финансовых организаций, саморегулируемых организаций, объединений и союзов финансовых организаций, экспертов, а также иных юридических и физических лиц:
а) данные государственной статистической отчетности, финансово-экономической и иной отчетности финансовых организаций;
б) сведения об объеме предоставленных услуг;
в) сведения, характеризующие сферу обращения финансовой услуги;
г) сведения о возможности финансовой организации оказывать решающее влияние на общие условия предоставления услуги на соответствующем товарном рынке, устранять с указанного рынка и (или) затруднять доступ на указанный рынок других хозяйствующих субъектов;
д) заключения независимых экспертиз;
е) данные о состоянии и структуре товарного рынка;
ж) сведения о наличии экономических, технологических, административных или иных ограничений доступа на товарный рынок.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ в случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ (при осуществлении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ), с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации:
1) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества. Это требование не распространяется на учредителей финансовой организации при ее создании;
2) приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Это требование не распространяется на учредителей финансовой организации при ее создании;
3) приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей;
4) приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких голосующих акций;
5) приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем двумя третями долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей;
6) приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем семьюдесятью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем семьюдесятью пятью процентами таких голосующих акций и др.
Данное требование не применяется, если указанные сделки осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31, либо их осуществление предусмотрено актами Президента РФ или актами Правительства РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 334 величина активов финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, при превышении которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок и действий, предусмотренных главой 7 Федерального закона «О защите конкуренции», составляет в отношении валютных бирж 100 млн. рублей.
Валютная биржа на основании перечисленных актов уведомляет антимонопольный орган:
- о ее создании в результате слияния финансовых организаций - не позднее чем через 45 дней после даты слияния, если стоимость ее активов по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления, не превышает 100 млн. рублей;
- о присоединении к ней другой финансовой организации - не позднее чем через 45 дней после даты присоединения, если стоимость активов реорганизованной финансовой организации по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления, не превышает 100 млн. рублей.
В данном Постановлении Правительства закреплена также величина активов финансовой организации, приобретаемых лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа, равная 10 процентам стоимости активов по бухгалтерскому балансу финансовой организации на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства.
Также установлен норматив совокупной доли финансовых организаций на товарном рынке, при превышении которого требуется уведомление антимонопольного органа о соглашениях между указанными финансовыми организациями, равный 10 процентам на единственном в РФ товарном рынке или 20 процентам на товарном рынке, где действует указанное соглашение и обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ.
Из всего вышесказанного следует, что правовой статус валютной биржи также определяется антимонопольным законодательством.
Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ
Согласно п. 1.4 Инструкции ЦБ от 30 марта 2004 г. N 111-И обязательная продажа части валютной выручки резидента осуществляется по распоряжению последнего непосредственно уполномоченному банку либо через уполномоченный банк на валютных биржах, на внебиржевом валютном рынке, Центральному банку РФ <12>. Однако следует обратить внимание, что согласно п. 3 ст. 26 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ст. 21 - «Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ» - действовала до 1 января 2007 г., соответственно данная Инструкция фактически утратила силу.
--------------------------------
<12> Инструкция ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 111-И, в ред. от 29.03.2006, «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ» // Вестник Банка России. 2004. N 29.
Операции с иностранной валютой на валютной бирже
Среди нормативной правовой базы, регулирующей операции с иностранной валютой на валютной бирже, следует выделить Положение ЦБР от 26 ноября 2002 г. N 204-П «О порядке взаимодействия структурных подразделений Банка России при проведении операций купли-продажи иностранной валюты на валютных биржах РФ», которое закрепляет порядок взаимодействия структурных подразделений Банка России при проведении Банком России операций купли-продажи иностранной валюты на валютных биржах РФ .
- Государственный комитет российской федерации по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1) Финансовое оздоровление кредитной организации.
- 3) Реорганизация кредитной организации.
- 2. Особенности правового регулирования банковской деятельности в условиях кризиса
- 2. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 171-фз «о внесении изменения в статью 46 Федерального закона «о Центральном банке рф (Банке России)».
- 3. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-фз «о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы рф».
- 5. Федеральный закон от 27.10.2008 n 175-фз (ред. От 19.07.2009) «о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»
- 6. Указ Президента рф от 17 октября 2008 г. N 1489 «о Совете при Президенте рф по развитию финансового рынка рф».
- 7. Указание цб рф от 14 октября 2008 г. N 2092-у «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России».
- 3. Направления деятельности Центрального Банка рф
- Тема 15. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- 1. Понятие, признаки и правовое регулирование рынка ценных бумаг
- 2. Виды ценных бумаг
- 3. Требования, предъявляемые к ценной бумаге
- 4. Субъекты прав, удостоверенных ценной бумагой
- Тема 16. Правовое регулирование страховой деятельности
- 1. Понятие и сущность страхования
- 2. Виды страхования
- 3. Участники страховых отношений
- Тема 17. Правовое регулирование валютного рынка
- 1. Понятие и сущность валютного регулирования
- 1) Валюта рф:
- 2) Иностранная валюта:
- 3) Внутренние ценные бумаги:
- 2. Характеристика отдельных объектов валютных правоотношений
- 3. Субъекты валютного регулирования и валютного контроля
- 1. Понятие и сущность инвестиций
- 2. Правовая основа инвестиций и инвестиционной деятельности
- 3. Виды и формы инвестиций
- 1. По объекту вложений: реальные инвестиции (капиталовложения) и финансовые инвестиции.
- 2. По характеру участия субъектов в инвестировании – прямые и непрямые.
- 3. По периоду инвестирования различают краткосрочные (до года) и долгосрочные.
- 4. По национально-территориальному признаку – внутренние (национальные) и внешние (зарубежные).
- 5. По формам собственности – частные, государственные, смежные, иностранные и совместные.
- 1. Различают инвестирования по цели, которые делятся на предпринимательские и непредпринимательские.
- 2. Различают контролирующие и неконтролирующие инвестиции.
- 3. По вложениям средств в основные сферы человеческой деятельности необходимо разграничивать: политические, экономические, социальные инвестиции.
- 4. Инвестиционный процесс
- 5. Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата
- Основные направления государственной инвестиционной политики
- Тема 19. Правовые основы налогообложения
- 1. Понятие налога и сбора. Признаки и функции налога.
- 2. Виды налогов и сборов рф
- 1) Объект налогообложения;
- 2) Налоговая база;
- 3) Налоговый период;
- 4) Налоговая ставка.
- 5) Порядок исчисления налога.
- 6) Порядок и сроки уплаты налога.
- 3. Характеристика субъектов налогового процесса.
- 3.1. Налоговые органы
- 3.2. Налогоплательщики
- 3.3. Иные участники налогового процесса
- 3.4. Участие органов внутренних дел в налоговом процессе
- Тема 20. Правовое регулирование деятельности товарных, фондовых бирж
- 1. Понятие биржи
- 2. Правовое регулирование деятельности товарных бирж
- 3. Правовое регулирование деятельности фондовых бирж
- 4. Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- 4. Биржевые сделки как разновидность гражданско-правовых сделок