logo
предпринимательское право / КЛ модуль 3

1. Понятие биржи

Термин «биржа» (лат., нем.) буквально означает «кошелек». Первая биржа была создана в Нидерландах в г. Брюгге в XV в., но свой след в истории она не оставила, т.к. позднее появилась более известная Антверпенская биржа.

Если говорить о современной истории, то в нашей стране прообразом бирж были аукционные торги промышленной продукции Госснаба СССР. После перестройки первые российские биржи были ориентированы на бартерный обмен в связи с дефицитом денег. Интересно, что в 1992 г. общее число бирж, зарегистрированных в России, превысило общее число бирж в мире. Наиболее известными были в то время Российская товарно-сырьевая биржа, биржа «Гермес», Приволжская товарная биржа, Дальневосточная товарно-фондовая биржа, биржа «Урал» и др.

Биржа - это регулярно действующая организация, в помещении которой совершаются сделки по покупке и продаже: 16

1) массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными показателями (товарная биржа);

2) ценных бумаг (фондовая биржа);

3) иностранной валюты (валютная биржа).

Статус товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Статус фондовых бирж регламентирован Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Статус валютных бирж определяется Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П «О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж».

Для всех видов бирж установлено требование публичной бухгалтерской отчетности (ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Бухгалтерская отчетность публикуется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. До публикации должны быть соблюдены две обязательные процедуры:

- проверка независимым аудитором;

- утверждение общим собранием участников с определением СМИ, где будет размещена публикация.