4. Инвестиционный процесс
В широком смысле инвестиционный процесс - это формирование, вложение инвестиционных ресурсов в различные объекты и их последовательная, поэтапная трансформация вплоть до окончательной реализации идеи, замысла.
Инвестиционный процесс реализуется в форме:
- государственных инвестиционных программ (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования и т.д.);
- прямого управления государственными инвестициями;
- введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. Для привлечения в экономику страны частных и иностранных инвестиций необходимо введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин;
- предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств. Такие средства должны предоставляться не только государственным предприятиям, но и частным производителям товаров и услуг, а также сфере образования, малому и среднему бизнесу.
Состав участников инвестиционного проекта и выполняемые ими функции определяются следующими факторами:
- спецификой инвестиционного проекта, его масштабами, технологической сложностью и др.;
- совмещением функций участниками инвестиционного проекта при его реализации;
- финансовым состоянием заказчика (застройщика), что сокращает или увеличивает привлечение финансовых структур к реализации инвестиционного проекта;
- обеспеченностью заказчика (застройщика) собственными материальными ресурсами: стройматериалами, строительной техникой, оборудованием и др.;
- выбором типа управления инвестиционным проектом (традиционным или прогрессивным).
При традиционном типе управления инвестиционным проектом принято выделять следующих его основных участников: инвестор, спонсор, подрядчик, поставщик оборудования, консультант по страхованию, юрисконсульт, консультант по налогам, финансовый консультант, кредиторы и др.
Рассмотрим их более подробно.
Основным субъектом инвестиционного права является инвестор. Его правовой статус различен в зависимости от его национально-государственной принадлежности, организационно-правовой формы и сферы осуществления инвестиций.
Под инвесторами следует понимать субъектов инвестиционного права, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и их целевое использование.
В качестве инвесторов могут выступать:
- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
- граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;
- иностранные физические и юридические лица, государство и международные организации.
Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.
В сфере инвестиций можно выделить и других участников инвестиционных правоотношений.
Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функцию любого другого участника инвестиционной деятельности.
Традиционно слово «инвестор» толкуется как «вкладчик», а «инвестирование» - как «помещение, вкладывание капитала».
В инвестиционном процессе участвуют и заказчики, которыми могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного проекта, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.
В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения на период в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.
Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев, оговоренных в законодательстве); передачи части полномочий другим организациям.
Объектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Особый субъект инвестиционного процесса - это государство, которое выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества.
Государственное урегулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие Российской Федерации, обеспечивается государственными органами РФ, субъектов Федерации в пределах их компетенции и осуществляется:
- в соответствии с государственными инвестиционными программами;
- прямым управлением государственными инвестициями;
- введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
- предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
- в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории Российской Федерации, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
- антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
- экспертизой инвестиционных проектов.
Для регулирования деятельности инвесторов на территории Российской Федерации государство использует следующие методы.
1. Контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации, т.е. согласно Закону об инвестиционной деятельности субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные национальным законодательством. Если инвестиционная деятельность требует получения государственного сертификата на ее осуществление, государство контролирует получение такого сертификата.
2. Антимонопольные меры, приватизацию объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства. Таким образом, для инвестирования того или иного направления экономики государство создает равные условия для всех участников инвестиционной деятельности, не допускает монополизации отдельных участков экономики одним инвестором или их группой. В отдельных случаях должен происходить конкурсный отбор инвестора (объявляться тендер) на инвестирование того или иного сектора экономики.
3. Экспертизу инвестиционных проектов, т.е. оценку экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.
Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:
1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству РФ льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- прямого участия органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ;
- выпуска муниципальных займов;
- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
2) органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов;
3) расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления;
4) в случае участия органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией и субъектами РФ, разработка и утверждение этих инвестиционных проектов осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления;
5) при осуществлении инвестиционной деятельности органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе путем объединения собственных и привлеченных средств на основании договора между ними и в соответствии с законодательством РФ;
6) регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может производиться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством РФ.
В широком понимании спонсор - это поручитель, гарант; физическое или юридическое лицо, финансирующее экономический проект, проведение социальных мероприятий, а также заказчик, организатор, устроитель крупного мероприятия. В качестве спонсора могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие структуры.
Под спонсором как участником инвестиционного процесса следует понимать заказчика, организатора, который координирует взаимодействие всёх участников проекта, ведет переговоры, анализирует коммерческие предложения поставщиков, подрядчиков финансовых структур, осуществляет маркетинговые исследования рынка и выбор финансового партнера. В отдельных случаях он берет на себя выполнение функций по строительному инжинирингу, такие, как: инженерно-консалтинговые услуги, проектно-конструкторские, расчетно-аналитическиё работы, подготовку технико-экономического обоснования проектов, разработку рекомендаций по организации производства, управления и реализации продукции. Это ведет к сокращению числа участников инвестиционного процесса.
В качестве подрядчика, т.е. исполнителя работ могут выступать проектно-строительные и строительные организации, а также индивидуальные лица. Подрядчик вправе привлекать к исполнению заказа других лиц, которые становятся субподрядчиками, а сам подрядчик превращается в генерального подрядчика. Последний выступает главным исполнителем договора строительного подряда и несет всю полноту ответственности перед заказчиком за выполнение всего комплекса работ, установленных договором.
Поставщик оборудования - это филиалы, дочерние компании либо иные фирмы, подписывающие контракты на поставку оборудования и оказания услуг. Если предприятие заключает договор с заказчиком на комплексную поставку материалов, строительной техники и оборудования многими фирмами, то оно становится генеральным поставщиком и несет ответственность за поставку в целом.
Консультант по страхованию привлекается для выявления страхуемого риска, оценки степени защищенности проекта посредством страхового покрытия и выработки соответствующих рекомендаций.
Юрисконсульт осуществляет подготовку юридической документации по проекту, рассматривает все соглашения и контракты.
Консультант по налоговым вопросам анализирует налоговую ситуацию в стране реализации проекта и налоговые обязательства всех участников, а также разрабатывает рекомендации по минимизации налоговых платежей.
Финансовый консультант обеспечиваёт выбор оптимальных финансовых, кредитных и расчетных условий для реализации проекта посредством сопоставления альтернативных вариантов. При привлечении к участию в проекте иностранных инвесторов он должен быть приведен в соответствие с существующими международными стандартами, что во многом облегчает потенциальных инвесторов и кредиторов.
Кредиторы предоставляют в ссуду деньги на определенный срок и на определенных условиях. Они имеют право на этой основе требовать от дебитора возврата кредита или исполнения других обязательств. В качестве кредитора могут выступать государство, банк, предприятие и физическое лицо, инвестиционные фонды и др.
- Государственный комитет российской федерации по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1) Финансовое оздоровление кредитной организации.
- 3) Реорганизация кредитной организации.
- 2. Особенности правового регулирования банковской деятельности в условиях кризиса
- 2. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 171-фз «о внесении изменения в статью 46 Федерального закона «о Центральном банке рф (Банке России)».
- 3. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-фз «о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы рф».
- 5. Федеральный закон от 27.10.2008 n 175-фз (ред. От 19.07.2009) «о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»
- 6. Указ Президента рф от 17 октября 2008 г. N 1489 «о Совете при Президенте рф по развитию финансового рынка рф».
- 7. Указание цб рф от 14 октября 2008 г. N 2092-у «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России».
- 3. Направления деятельности Центрального Банка рф
- Тема 15. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- 1. Понятие, признаки и правовое регулирование рынка ценных бумаг
- 2. Виды ценных бумаг
- 3. Требования, предъявляемые к ценной бумаге
- 4. Субъекты прав, удостоверенных ценной бумагой
- Тема 16. Правовое регулирование страховой деятельности
- 1. Понятие и сущность страхования
- 2. Виды страхования
- 3. Участники страховых отношений
- Тема 17. Правовое регулирование валютного рынка
- 1. Понятие и сущность валютного регулирования
- 1) Валюта рф:
- 2) Иностранная валюта:
- 3) Внутренние ценные бумаги:
- 2. Характеристика отдельных объектов валютных правоотношений
- 3. Субъекты валютного регулирования и валютного контроля
- 1. Понятие и сущность инвестиций
- 2. Правовая основа инвестиций и инвестиционной деятельности
- 3. Виды и формы инвестиций
- 1. По объекту вложений: реальные инвестиции (капиталовложения) и финансовые инвестиции.
- 2. По характеру участия субъектов в инвестировании – прямые и непрямые.
- 3. По периоду инвестирования различают краткосрочные (до года) и долгосрочные.
- 4. По национально-территориальному признаку – внутренние (национальные) и внешние (зарубежные).
- 5. По формам собственности – частные, государственные, смежные, иностранные и совместные.
- 1. Различают инвестирования по цели, которые делятся на предпринимательские и непредпринимательские.
- 2. Различают контролирующие и неконтролирующие инвестиции.
- 3. По вложениям средств в основные сферы человеческой деятельности необходимо разграничивать: политические, экономические, социальные инвестиции.
- 4. Инвестиционный процесс
- 5. Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата
- Основные направления государственной инвестиционной политики
- Тема 19. Правовые основы налогообложения
- 1. Понятие налога и сбора. Признаки и функции налога.
- 2. Виды налогов и сборов рф
- 1) Объект налогообложения;
- 2) Налоговая база;
- 3) Налоговый период;
- 4) Налоговая ставка.
- 5) Порядок исчисления налога.
- 6) Порядок и сроки уплаты налога.
- 3. Характеристика субъектов налогового процесса.
- 3.1. Налоговые органы
- 3.2. Налогоплательщики
- 3.3. Иные участники налогового процесса
- 3.4. Участие органов внутренних дел в налоговом процессе
- Тема 20. Правовое регулирование деятельности товарных, фондовых бирж
- 1. Понятие биржи
- 2. Правовое регулирование деятельности товарных бирж
- 3. Правовое регулирование деятельности фондовых бирж
- 4. Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- 4. Биржевые сделки как разновидность гражданско-правовых сделок