3. Правовое регулирование деятельности фондовых бирж
Фондовая биржа является организатором торговли на рынке ценных бумаг. Она оказывает услуги, способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
Фондовая биржа вправе совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами со следующими видами деятельности:
определение взаимных обязательств (клиринг);
деятельность валютной и товарной биржи;
распространение информации;
издательская деятельность;
сдача имущества в аренду.
Фондовая биржа создается в организационно-правовой форме акционерного общества или некоммерческого партнерства (см. табл. 3).
Организационно-правовые формы
фондовой биржи
Фондовая биржа - акционерное общество | Фондовая биржа - некоммерческое партнерство |
Одному акционеру и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 и более процентов акций каждой категории | Одному члену партнерства не может принадлежать 20 и более процентов голосов на общем собрании членов |
Если акционер (член партнерства) является фондовой биржей вышеназванные ограничения не действуют | |
Акционерами биржи могут быть любые лица | Членами биржи могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг |
Фондовая биржа - некоммерческое партнерство может преобразоваться в фондовую биржу - акционерное общество по решению своих членов, принятому на общем собрании квалифицированным большинством в 3/4 голосов | |
Участниками торгов могут быть доверительные управляющие, брокеры и дилеры | Участниками торгов могут быть только члены биржи |
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
1. Брокеры совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера и действуют, как правило, на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Передоверие допускается только в случаях, когда это разрешено договором, и только другим брокерам <*>.
--------------------------------
<*> См.: Правила осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов, утв. Постановлением ФКЦБ России от 22 сентября 2000 г. N 18; Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 11 октября 1999 г. N 9.
2. Дилеры совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим дилерскую деятельность, ценам. Дилером может быть только коммерческая организация.
Брокеры и дилеры могут также выступать финансовыми консультантами по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг клиента.
3. Доверительные управляющие осуществляют управление ценными бумагами и денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока. В соответствии со ст. 1013 ГК РФ денежные средства не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления. Поэтому следует уточнить, что речь здесь идет только о денежных средствах, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги и полученных в процессе управления ценными бумагами <*>.
--------------------------------
<*> См.: Положение о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утв. Постановлением ФКЦБ России от 17 октября 1997 г. N 37.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» управляющими могут быть юридические лица; их деятельность, права и обязанности регулируются законодательством РФ. Управление ценными бумагами является одним из видов доверительного управления имуществом, следовательно, на него распространяют свое действие нормы гл. 53 ГК РФ. Поэтому нужно иметь в виду требования ст. 1015 ГК РФ, согласно которой доверительным управляющим может быть не просто юридическое лицо, а коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Договор доверительного управления может быть заключен на срок не более пяти лет (ст. 1016 ГК РФ).
4. Клиринговые организации определяют взаимные обязательства участников сделок с ценными бумагами (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам, подготовка бухгалтерских документов), проводят зачеты по поставкам ценных бумаг и расчеты по ним, формируют специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок <*>.
--------------------------------
<*> См.: Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 32/пс.
5. Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо, которое действует на основании депозитарного договора с клиентом. Депозитарий может выступать как номинальный держатель ценных бумаг клиента при размещении их в другом депозитарии или у другого регистратора <*>.
--------------------------------
<*> См.: Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ России от 16 октября 1997 г. N 36.
6. Регистраторы собирают, фиксируют, обрабатывают, хранят и предоставляют данные, составляющие систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Регистратором может быть только юридическое лицо. Система ведения реестра предназначена для учета именных ценных бумаг. Деятельность по ведению реестра является исключительным видом деятельности и не может совмещаться с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг <*>.
--------------------------------
<*> См.: Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27.
В действующем законодательстве существует противоречие в вопросе передачи реестра владельцев ценных бумаг на ведение регистратору. Так, п. 3 ст. 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусматривает, что реестр акционеров должен быть передан на ведение регистратору, если число акционеров превышает 50. В то же время в ст. 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» сказано, что регистратор должен вести реестр в тех случаях, когда число владельцев ценных бумаг эмитента превышает 500.
В случае противоречия, как известно, приоритет имеет закон специальный перед законом общим. На наш взгляд, специальным законом является Федеральный закон «Об акционерных обществах», устанавливающий особенности правового режима такого вида ценных бумаг, как акции.
Поэтому можно сделать вывод, что требования ст. 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» должны распространяться на порядок ведения реестра владельцев именных облигаций.
Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подлежат лицензированию в Федеральной службе по финансовым рынкам. Сама фондовая биржа также является профессиональным участником рынка ценных бумаг как организатор торговли и должна иметь соответствующую лицензию. Фондовые отделы товарных и валютных бирж также признаются фондовыми биржами и подлежат лицензированию.
Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
На фондовой бирже могут обращаться только ценные бумаги, обладающие так называемой биржевой оборотоспособностью, поэтому далеко не все бумаги, перечисленные в ст. 143 ГК РФ, могут считаться «фондовыми ценностями». Так, объективно, т.е. по своей юридической природе, не могут обращаться на бирже:
товарораспорядительные ценные бумаги (коносаменты, варранты);
ценные бумаги, выполняющие расчетные и платежные функции (чеки, банковские сберегательные книжки на предъявителя).
На фондовой бирже совершаются сделки с эмиссионными ценными бумагами (акциями и облигациями), которые:
закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав;
размещаются выпусками;
имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения.
Новым видом эмиссионной ценной бумаги, которая обращается на бирже, является опцион эмитента. Это именная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) по наступлению указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента по цене, определенной в опционе.
Опционы размещаются только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества. Количество акций, которые можно приобрести по опциону, не может превышать 5% акций данной категории, размещенных к моменту государственной регистрации опциона.
Торговаться на фондовой бирже могут ценные бумаги, полностью оплаченные эмитентом, поскольку совершение любых сделок с ценными бумагами запрещается до их полной оплаты (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»).
Эмиссионные ценные бумаги должны проходить процедуру государственной регистрации <*>. Причем регистрация эмиссии ценных бумаг может состоять из двух этапов:
--------------------------------
<*> Среди эмиссионных ценных бумаг не подлежат государственной регистрации только документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением, которые выпускает Центральный банк РФ с размещением их среди российских кредитных организаций.
регистрация проспекта эмиссии - в случае, если происходит размещение ценных бумаг среди неопределенного круга лиц или заранее известного круга лиц, число которых превышает 500;
регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Помимо полной оплаты и государственной регистрации эмиссии ценных бумаг важным условием их допуска к фондовой торговле является прохождение процедуры листинга. Листинг (от англ. «list» - список) - это внутренняя процедура биржи, в соответствии с которой ценные бумаги допускаются к котировке, т.е. включаются в котировальный лист.
Обратная процедура именуется «делистинг», т.е. исключение из котировального листа.
Примером одного из условий включения ценных бумаг в котировальные листы фондовой биржи может быть предоставление эмитентами информации о том, что они следуют положениям Кодекса корпоративного поведения <*>. Кодекс корпоративного поведения является рекомендательным документом для акционерных обществ, он был разработан в 2002 г. под руководством ФКЦБ России за счет средств гранта Европейского банка реконструкции и развития.
--------------------------------
<*> См.: Распоряжение ФКЦБ России от 4 апреля 2002 г. N 421/р.
Помимо этого условиями листинга могут быть рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента, срок его деятельности, количество акционеров, стоимость чистых активов и пр. <*>.
--------------------------------
<*> См. подробнее: Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 4 января 2002 г. N 1-пс.
Фондовая торговля может происходить в помещении биржи (зале биржевых торгов) либо в единой торговой сессии (электронной сессии). По общему правилу заключение сделок происходит путем удовлетворения встречных заявок аукционным способом или через снятие котировок и отражение отчета по сделкам в компьютерных торговых системах.
Котировка - это процесс определения рыночной стоимости (курса) ценных бумаг. Котировку проводят специальные органы фондовых бирж - котировальные комиссии или комитеты. Данная процедура применяется только по отношению к ценным бумагам, прошедшим листинг. Котировальная комиссия собирает сведения о спросе и предложении от биржевых посредников (брокеров и дилеров). Та цена, по которой состоятся сделки с наибольшим числом ценным бумаг, будет считаться их курсом.
- Государственный комитет российской федерации по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1) Финансовое оздоровление кредитной организации.
- 3) Реорганизация кредитной организации.
- 2. Особенности правового регулирования банковской деятельности в условиях кризиса
- 2. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 171-фз «о внесении изменения в статью 46 Федерального закона «о Центральном банке рф (Банке России)».
- 3. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-фз «о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы рф».
- 5. Федеральный закон от 27.10.2008 n 175-фз (ред. От 19.07.2009) «о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»
- 6. Указ Президента рф от 17 октября 2008 г. N 1489 «о Совете при Президенте рф по развитию финансового рынка рф».
- 7. Указание цб рф от 14 октября 2008 г. N 2092-у «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России».
- 3. Направления деятельности Центрального Банка рф
- Тема 15. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- 1. Понятие, признаки и правовое регулирование рынка ценных бумаг
- 2. Виды ценных бумаг
- 3. Требования, предъявляемые к ценной бумаге
- 4. Субъекты прав, удостоверенных ценной бумагой
- Тема 16. Правовое регулирование страховой деятельности
- 1. Понятие и сущность страхования
- 2. Виды страхования
- 3. Участники страховых отношений
- Тема 17. Правовое регулирование валютного рынка
- 1. Понятие и сущность валютного регулирования
- 1) Валюта рф:
- 2) Иностранная валюта:
- 3) Внутренние ценные бумаги:
- 2. Характеристика отдельных объектов валютных правоотношений
- 3. Субъекты валютного регулирования и валютного контроля
- 1. Понятие и сущность инвестиций
- 2. Правовая основа инвестиций и инвестиционной деятельности
- 3. Виды и формы инвестиций
- 1. По объекту вложений: реальные инвестиции (капиталовложения) и финансовые инвестиции.
- 2. По характеру участия субъектов в инвестировании – прямые и непрямые.
- 3. По периоду инвестирования различают краткосрочные (до года) и долгосрочные.
- 4. По национально-территориальному признаку – внутренние (национальные) и внешние (зарубежные).
- 5. По формам собственности – частные, государственные, смежные, иностранные и совместные.
- 1. Различают инвестирования по цели, которые делятся на предпринимательские и непредпринимательские.
- 2. Различают контролирующие и неконтролирующие инвестиции.
- 3. По вложениям средств в основные сферы человеческой деятельности необходимо разграничивать: политические, экономические, социальные инвестиции.
- 4. Инвестиционный процесс
- 5. Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата
- Основные направления государственной инвестиционной политики
- Тема 19. Правовые основы налогообложения
- 1. Понятие налога и сбора. Признаки и функции налога.
- 2. Виды налогов и сборов рф
- 1) Объект налогообложения;
- 2) Налоговая база;
- 3) Налоговый период;
- 4) Налоговая ставка.
- 5) Порядок исчисления налога.
- 6) Порядок и сроки уплаты налога.
- 3. Характеристика субъектов налогового процесса.
- 3.1. Налоговые органы
- 3.2. Налогоплательщики
- 3.3. Иные участники налогового процесса
- 3.4. Участие органов внутренних дел в налоговом процессе
- Тема 20. Правовое регулирование деятельности товарных, фондовых бирж
- 1. Понятие биржи
- 2. Правовое регулирование деятельности товарных бирж
- 3. Правовое регулирование деятельности фондовых бирж
- 4. Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- 4. Биржевые сделки как разновидность гражданско-правовых сделок