Вопрос 8 (14) Стратегическое планирование. Понятие, роль, порядок, формы разработки.
Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона -это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Оно включает в себя:
согласование групповых интересов внутри сообщества;
инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;
определение реально осуществимых задач и целей;
формирование программ и планов действий.
В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций, а также органов территориально-общественного самоуправления.
Стратегический план концентрируется на перспективах региона и в каждой сфере должен выявлять главные, ключевые факторы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов, не является комплексным планом, а определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона или города областях.
Центральным моментом всех преобразований в регионе или городе должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, уровень и качество его жизни. В связи с этим исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Но уровень жизни населения региона или города в конечном счете определяется эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие.
Коротко цикл стратегического планирования экономического развития региона или города можно представить в следующем виде:
1. Определение целей развития.
2. Анализ внешней среды развития региона или города.
3. Определение сильных и слабых сторон региона или города.
4. Использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ.
5. Разработка концепции развития.
6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
Основные стратегические направления социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2025 года
Повышение качества жизни населения путем гарантирования личной безопасности, а также стандартов жизнеобеспечения не ниже среднероссийских (Стратегическими целями повышения качества жизни населения являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной – улучшение демографической ситуации.)
Экономический рост, который достигается путем развития горнорудного и агропромышленного комплексов, развития строительной индустрии, транспортно-логистического и инфраструктурного развития, развития инновационной системы края.
Экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала края. (В сфере экологической безопасности и рационального природопользования усилия органов исполнительной власти края будут направлены на создание условий для внедрения экологически безопасных производств, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.)
Развитие приграничного сотрудничества, обеспечивающего стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство (В качестве основных направлений, необходимо выделить следующие: 1.совершенствование приграничной инфраструктуры и оптимизация пунктов пропуска; 2.формирование транспортной и энергетической инфраструктуры;3. диверсификация структуры производства и экспорта края за счет продукции электроэнергетики, горнорудной и лесоперерабатывающей промышленности; 4.устранение зависимости агропромышленного комплекса края от импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из КНР; 5.создание комфортных условий для привлечения в край иностранного капитала. Наибольший приоритет будет отдаваться прямым иностранным инвестициям, поскольку они способствуют привлечению новых технологий, созданию новых рабочих мест, росту объемов производства и экспорта, интеграции в международное сотрудничество;6. развитие производственно-технологического сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности предприятий Забайкальского края; 7..содействие программам производственной модернизации промышленных предприятий края с целью повышения конкурентоспособности их продукции на мировых рынках, представление интересов краевых экспортеров, включая лоббирование их продвижения на новые международные и региональные рынки.
Количественные стратегические ориентиры (увеличение коэффициента естественного прироста населения, стабилизация численности населения и некоторый его рост, увеличение ввода в действие жилых домов, сокращение удельного веса численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, увеличение доли инновационной продукции, увеличение относительной производительности труда.
Центры опережающего экономического роста. К числу зон опережающего развития федерального уровня значимости в Забайкальском крае относятся:
Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс;
Чарский территориально-промышленный комплекс;
Торгово-промышленная зона пгт Забайкальск;
Зона развития деревообрабатывающей промышленности;
Зона развития строительной индустрии;
Туристско-рекреационная зона "Алханай".
Вопрос 9 Право законодательной инициативы в законодательном (представительном ) органе государственной власти в субъекте РФ (на примере законодательства Забайкальского края). Эффективность использования.
Статья 6 Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации (N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ)
1. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
2. Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)
Статья 49 Устав Забайкальского края, определяет:
1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Законодательного Собрания края, Губернатору края, Уставному суду Забайкальского края, прокурору Забайкальского края, представительным органам муниципальных образований, краевому объединению организаций профсоюзов.
Право законодательной инициативы принадлежит также Забайкальскому краевому суду, Избирательной комиссии Забайкальского края по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Законодательное Собрание Забайкальского края.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств края, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета края, рассматриваются Законодательным Собранием края по представлению Губернатора края либо при наличии заключения указанного лица.
Данное заключение представляется Губернатором края в Законодательное Собрание края не позднее сорока пяти календарных дней со дня поступления к нему законопроекта от субъекта права законодательной инициативы.
Статья 50.
1. Законы края принимаются Законодательным Собранием Забайкальского края.
2. Все законопроекты передаются для рассмотрения в комитеты Законодательного Собрания края в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания края.
3. Законы края принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не установлено федеральным законом и настоящим Уставом.
4. Принятые Законодательным Собранием края законы края подписываются Председателем Законодательного Собрания края.
5. Закон края в течение четырнадцати календарных дней со дня его принятия направляется Губернатору края для подписания и опубликования.
6. Губернатор края в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления обнародует принятый закон либо отклоняет его, возвращая закон в Законодательное Собрание края с мотивированным обоснованием отклонения закона или с предложением о внесении в него изменений.
Статья 51.
1. В случае повторного рассмотрения отклоненного Губернатором края закона края закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания края.
2. Закон края, одобренный в ранее принятой редакции, в течение семи календарных дней направляется Губернатору края и подлежит подписанию и опубликованию им в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления.
3. Если при повторном рассмотрении в отклоненный Губернатором края закон края вносятся изменения, этот закон подлежит принятию, подписанию и опубликованию в порядке, установленном настоящим Уставом.
Статья 52.
1. Законы края подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
2. Законы и иные нормативные правовые акты края вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования, если более поздний срок вступления их в силу не определен самим нормативным правовым актом.
Законы и иные нормативные правовые акты края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.
3. Правовые акты ненормативного характера вступают в силу со дня принятия или в порядке, определенном самим актом.
4. Официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в уполномоченных органах печати, определенных законом края.
Статья 53.
1. Официальное толкование настоящего Устава осуществляется Уставным судом Забайкальского края, а в случае его отсутствия – Законодательным Собранием края посредством принятия закона края большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
2. Официальное толкование законов края осуществляется Законодательным Собранием края посредством принятия закона края.
3. Официальное толкование иных нормативных правовых актов края осуществляется органами, их принявшими.
- Вопрос 1 Принципы бюджетной системы.
- Вопрос 2 Формирование государственной политики (промышленная, региональная, налоговая…..). Формы участия органов власти субъекта рф, местного самоуправления.
- Вопрос 3 Проблемы реализации полномочий городских поселений, наделённых фз №131 от 6.10.2003г.
- Вопрос 4 Экономическое прогнозирование. Роль в государственном регулировании рыночной экономики.
- Вопрос 5. Проблемы реализации полномочий сельских поселений, наделённых федеральным законом № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Вопрос 6 Индикативное планирование. Понятие. Роль, порядок разработки.
- Вопрос 7 Важнейшие проблемы деятельности омсу на современном этапе. Направления повышения эффективности их работы.
- Вопрос 8 (14) Стратегическое планирование. Понятие, роль, порядок, формы разработки.
- Вопрос 10 Проект стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области на период до 2025 года.
- Вопрос 11 Конституция рф, федеральное законодательство о предметах ведения и полномочиях субъектов рф. Основные проблемы реализации этих полномочий. Пути решения проблем.
- Вопрос 12 Влияние мирового финансового кризиса на экономику и социальную сферу России, Забайкальского края. Меры, принимаемые органами власти по минимизации негативного влияния финансового кризиса
- 13 Вопрос Практика реализации предметов совместного ведения рф и субъектов рф. Проблемы. Направления совершенствования.71-73 крф
- Вопрос 14 Стратегические направления развития Забайкальского края на период до 2025 года.
- Вопрос 15. Высшее должностное лицо субъекта рф (высшее должностное лицо исполнительной власти), его права, обязанности. Порядок назначения
- Вопрос 16. Комиссии, создаваемые при органах исполнительной власти, формы и эффективность их работы.
- Вопрос 17.Высший орган исполнительной власти субъекта рф. Состав, формы, методы его работы.
- Глава 6. Устава зк.
- Вопрос 18 Отраслевой и функциональные принципы административного управления. Преимущества и недостатки каждого.
- Вопрос 22 Бюджет страны, краевой бюджет, бюджеты мо. Порядок их формирования, утверждения, исполнения.
- Вопрос 19.Важнейшие направления административной реформы. Пути повышения эффективности работы органов государственной власти
- 21.Исполнительная власть субъекта рф (на примере Забайкальского края). Совершенствование порядка их формирования, структуры, форм работы
- 22. Бюджет страны, краевой бюджет, бюджеты муниципальных образований. Порядок их формирования, утверждения, исполнения
- 1. Законодательное Собрание Забайкальского края самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
- 23Формирование структур исполнительных органов власти субъектов рф. Наделение полномочиями.(см 15,21)
- Вопрос 24 Федеральные, краевые, областные программы сэр, порядок их финансирования, выполнения. Роль, ответственность государственных органов субъектов Федерации.
- Вопрос 25. Представительная законодательная и исполнительная власть субъекта Федерации. Полномочия, структуры этих органов, формы, практика работы.
- Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края, дугаров Даши Цыденович - 1)координирует деятельность комитетов Законодательного Собрания;
- Вопрос26.Органы управления, осуществляющие прогнозирование, разработку программ социально-экономического развития территории субъекта рф. Формы, методы их работы.
- Цели разработки стратегии субъекта рф
- Методология формирования комплексной программы социально-экономического развития субъекта рф
- Вопрос 27.Финансовые ресурсы, бюджетный процесс. Проблемы и пути повышения результативности бюджетных расходов (на примере Забайкальского края).
- Финансовые ресурсы - денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта.
- Вопрос 28 Бюджетный процесс в субъекте рф. Проблемы формирования, утверждения, исполнения бюджета.
- Вопрос 29 Формы, методы взаимоотношений органов государственной власти, местного самоуправления с владельцем частной собственности.
- Вопрос30 Виды налогов, устанавливаемых на уровне субъекта рф, муниципального образования. Порядок их установления.
- Налог на имущество предприятия 2,2%
- Транспортный налог.
- 1. Земельный налог
- Вопрос 31 Муниципальная собственность, порядок владения, пользования и распоряжения ею. Проблемы и решение вопросов достаточности собственности с учетом полномочий муниципальных образований.
- Вопрос 32 Схемы территориального планирования, генеральные планы городов, поселений.
- Вопрос 33 Государственная собственность на территории субъекта рф. Виды государственной собственности. Порядок владения, пользования, проблемы.
- Вопрос34 Приём иностранных делегаций: подготовка, порядок проведения.
- Вопрос 35 Основы экономического развития субъекта рф (на примере Уставов Читинской области и абао).
- Глава 11. Среда обитания и природные ресурсы
- Глава 12. Собственность, финансы, бюджет и налоги
- Глава 13. Социальная политика
- Вопрос 36 Работа органов исполнительной власти субъекта рф, местного самоуправления с населением
- Вопрос 37 Конституции республик, уставы краёв, областей, муниципальных образований. Основные разделы, особенности.
- Вопрос 38 Работа органов исполнительной власти субъекта рф со средствами массовой информации
- Вопрос 39 Межтерриториальные ассоциации органов и субъектов Федерации Их роль, задачи (на примере Ассоциации «Сибирское соглашение» или Дальневосточной Ассоциации).
- Вопрос 40. Основные задачи программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы.
- Вопрос 41. Практика реализации предметов ведения и полномочий рф на территориях субъектов рф. Проблемы. Направления совершенствования в сфере охраны окружающей среды
- Вопрос 42. Информационные связи органов исполнительной власти. Проблемы и пути совершенствования информационных потоков.
- 43. Современное состояние мсу. Проблемы и развитие самостоятельности мсу.
- Вопрос 44. Организация контрольной работы в органах исполнительной власти
- Вопрос 45.
- Вопрос 46 Планирование деятельности государственного служащего.
- Вопрос 47. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти рф и органами власти субъектов российской Федерации.
- Вопрос 48 Планирование работы исполнительного органа власти
- 49. Пути укрепления государственной целостности, единства системы государственной власти, развитие основ федерального устройства России.
- Вопрос 50 Причины, порядок, проблемы проводимого в стране укрупнения субъектов рф. Задачи, стоящие перед вновь созданными в результате объединения субъектами рф (на примере Заб. Края).
- 51. Конституция рф и проблемы совершенствования системы государственной власти, местного самоуправления и федерального устройства России.
- 52. Порядок разрешения конфликтов между органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, между собой и хозяйствующими субъектами.