logo
ПАУ ответы

49. Пути укрепления государственной целостности, единства системы государственной власти, развитие основ федерального устройства России.

Осуществляемые в стране реформы не могут и не должны ставить под сомнение идентичность Российского государства как главного движителя прогресса, благополучия и культуры многонационального народа Российской Федерации. Этим "категорическим императивом" конституционно-правового строительства России предопределяются как круг обсуждаемых в монографии вопросов, так и предлагаемые авторами концептуальные решения и практические рекомендации.

Тенденции, складывающиеся в развитии федеративных отношений в России, свидетельствуют о наличии трудностей в реализации конституционных норм и исполнении федерального законодательства на уровне субъектов Российской Федерации. Коллизия конституций и законодательств различных уровней в Федерации требует легитимного разрешения, поскольку в ином случае появляется опасность накопления отрицательных явлений, создающих угрозу целостности государства.

В соответствии с российской Концепцией национальной безопасности особое место отводится федеральной конституционной безопасности, под которой понимается защита конституционного строя России и ее суверенитета, государственной целостности и единства системы государственной власти, экономической, политической и социальной стабильности, единства правового пространства, равноправия и многообразия субъектов Федерации. Сбалансированная региональная политика и выверенное соотношение центра и регионов, находящихся в различных природноклиматических, социально-экономических и этнополитических условиях, также являются частью системы федеральной конституционной безопасности, обеспечивающей устойчивое демократическое развитие России.

Сложившаяся практика конституционного и законодательного нормотворчества на всех уровнях говорит о том, что проблемы укрепления российской государственности, территориальной целостности и единства правового пространства, развития федеративных отношений приобретают принципиальное значение. Нормотворчество субъектов становится все более реальным и значительным фактором, влияющим на целостность и единство российского государства.

Вместе с тем некоторые политики и руководители федерального уровня в стремлении к сохранению целостности России забывают о том, что конституционно-уставное и законодательное разнообразие обогащает российскую государственность, позволяет учесть особенности многонационального населения России. Основной Закон Российской Федерации не наделяет федеральные органы правом отменять или приостанавливать те или иные положения конституций, уставов, других нормативно-правовых актов субъектов РФ, не соответствующие федеральной Конституции. Предпринимаются попытки разработать механизм обеспечения единства правового пространства России. Но время от времени сторонниками конституционной федерации вносятся законопроекты, направленные, под видом укрепления целостности, на ограничение самостоятельности субъектов РФ. По этому поводу И. Сарычева, руководствуясь стремлением предупредить общественность о якобы имеющем место «расползании правовой системы», что представляет, по ее словам, «угрозу конституционной безопасности России», пишет: «Местное нормотворчество становится все более реальным и значительным фактором правовой действительности. И пока основной пласт законодательства субъектов еще до конца не сформирован, необходимы экстренные меры, способные переломить неблагоприятные тенденции в региональном нормотворчестве, установить предел субъективизму в праве, расползанию правовой системы, разрушению ее целостности и единства»27.

Современная Россия является в своем роде уникальной федерацией, где в регионах действуют либо конституции ее субъектов, либо уставы, либо обычные законы, иногда явно противоречащие Конституции РФ.