Вопрос 47. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти рф и органами власти субъектов российской Федерации.
Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение. компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.
В России Конституция дает преимущества субъектам: законы, изданные субъектами Федерации в пределах их исключительной компетенции (остаточных полномочий), имеют верховенство по отношению к федеральному закону (при противоречиях действует закон субъекта Федерации, тогда как по отношению к двум другим сферам применяется принцип верховенства федерального права).
Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.
Договоры Федерации и ее субъектов, как средства разграничения предметов ведения, сохраняют свой смысл, в частности, для решения задач установления федерального контроля и условий осуществления субъектами Федерации правового регулирования вопросов, связанных с реализацией их полномочий по всем предметам их совместного ведения, в том числе и неурегулированных федеральным законодательством.
По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.
В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. Конкретнее структура, или состав законодательства субъектов РФ, определяется в их конституциях и уставах.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.
В ст.72 говорится о разграничении государственной собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации. Необходимость такого деления обусловлена тем, что до подписания в марте 1992 г. Федеративного договора субъекты Федерации - края, области, республики и т. д. - не имели своей собственности, что серьезно подрывало их возможность самостоятельно решать даже те вопросы, которые формально были отнесены к их компетенции.
Федеративное устройство государства обуславливает наделение субъектов РФ собственной компетенцией в сфере бюджетной деятельности, что, однако, не означает их полной автономии от федерального центра. Бюджетные права субъектов Федерации и России как единого государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для развития федеративных отношений в бюджетном праве принципиальное значение имеет закрепленный статьей 5 Конституции РФ принцип равенства субъектов РФ во взаимоотношениях с федеративным центром. В бюджетном законодательстве субъектов РФ принцип равенства подчеркивается особо.
Споры о компетенции между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.
- Вопрос 1 Принципы бюджетной системы.
- Вопрос 2 Формирование государственной политики (промышленная, региональная, налоговая…..). Формы участия органов власти субъекта рф, местного самоуправления.
- Вопрос 3 Проблемы реализации полномочий городских поселений, наделённых фз №131 от 6.10.2003г.
- Вопрос 4 Экономическое прогнозирование. Роль в государственном регулировании рыночной экономики.
- Вопрос 5. Проблемы реализации полномочий сельских поселений, наделённых федеральным законом № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Вопрос 6 Индикативное планирование. Понятие. Роль, порядок разработки.
- Вопрос 7 Важнейшие проблемы деятельности омсу на современном этапе. Направления повышения эффективности их работы.
- Вопрос 8 (14) Стратегическое планирование. Понятие, роль, порядок, формы разработки.
- Вопрос 10 Проект стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области на период до 2025 года.
- Вопрос 11 Конституция рф, федеральное законодательство о предметах ведения и полномочиях субъектов рф. Основные проблемы реализации этих полномочий. Пути решения проблем.
- Вопрос 12 Влияние мирового финансового кризиса на экономику и социальную сферу России, Забайкальского края. Меры, принимаемые органами власти по минимизации негативного влияния финансового кризиса
- 13 Вопрос Практика реализации предметов совместного ведения рф и субъектов рф. Проблемы. Направления совершенствования.71-73 крф
- Вопрос 14 Стратегические направления развития Забайкальского края на период до 2025 года.
- Вопрос 15. Высшее должностное лицо субъекта рф (высшее должностное лицо исполнительной власти), его права, обязанности. Порядок назначения
- Вопрос 16. Комиссии, создаваемые при органах исполнительной власти, формы и эффективность их работы.
- Вопрос 17.Высший орган исполнительной власти субъекта рф. Состав, формы, методы его работы.
- Глава 6. Устава зк.
- Вопрос 18 Отраслевой и функциональные принципы административного управления. Преимущества и недостатки каждого.
- Вопрос 22 Бюджет страны, краевой бюджет, бюджеты мо. Порядок их формирования, утверждения, исполнения.
- Вопрос 19.Важнейшие направления административной реформы. Пути повышения эффективности работы органов государственной власти
- 21.Исполнительная власть субъекта рф (на примере Забайкальского края). Совершенствование порядка их формирования, структуры, форм работы
- 22. Бюджет страны, краевой бюджет, бюджеты муниципальных образований. Порядок их формирования, утверждения, исполнения
- 1. Законодательное Собрание Забайкальского края самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
- 23Формирование структур исполнительных органов власти субъектов рф. Наделение полномочиями.(см 15,21)
- Вопрос 24 Федеральные, краевые, областные программы сэр, порядок их финансирования, выполнения. Роль, ответственность государственных органов субъектов Федерации.
- Вопрос 25. Представительная законодательная и исполнительная власть субъекта Федерации. Полномочия, структуры этих органов, формы, практика работы.
- Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края, дугаров Даши Цыденович - 1)координирует деятельность комитетов Законодательного Собрания;
- Вопрос26.Органы управления, осуществляющие прогнозирование, разработку программ социально-экономического развития территории субъекта рф. Формы, методы их работы.
- Цели разработки стратегии субъекта рф
- Методология формирования комплексной программы социально-экономического развития субъекта рф
- Вопрос 27.Финансовые ресурсы, бюджетный процесс. Проблемы и пути повышения результативности бюджетных расходов (на примере Забайкальского края).
- Финансовые ресурсы - денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового национального продукта.
- Вопрос 28 Бюджетный процесс в субъекте рф. Проблемы формирования, утверждения, исполнения бюджета.
- Вопрос 29 Формы, методы взаимоотношений органов государственной власти, местного самоуправления с владельцем частной собственности.
- Вопрос30 Виды налогов, устанавливаемых на уровне субъекта рф, муниципального образования. Порядок их установления.
- Налог на имущество предприятия 2,2%
- Транспортный налог.
- 1. Земельный налог
- Вопрос 31 Муниципальная собственность, порядок владения, пользования и распоряжения ею. Проблемы и решение вопросов достаточности собственности с учетом полномочий муниципальных образований.
- Вопрос 32 Схемы территориального планирования, генеральные планы городов, поселений.
- Вопрос 33 Государственная собственность на территории субъекта рф. Виды государственной собственности. Порядок владения, пользования, проблемы.
- Вопрос34 Приём иностранных делегаций: подготовка, порядок проведения.
- Вопрос 35 Основы экономического развития субъекта рф (на примере Уставов Читинской области и абао).
- Глава 11. Среда обитания и природные ресурсы
- Глава 12. Собственность, финансы, бюджет и налоги
- Глава 13. Социальная политика
- Вопрос 36 Работа органов исполнительной власти субъекта рф, местного самоуправления с населением
- Вопрос 37 Конституции республик, уставы краёв, областей, муниципальных образований. Основные разделы, особенности.
- Вопрос 38 Работа органов исполнительной власти субъекта рф со средствами массовой информации
- Вопрос 39 Межтерриториальные ассоциации органов и субъектов Федерации Их роль, задачи (на примере Ассоциации «Сибирское соглашение» или Дальневосточной Ассоциации).
- Вопрос 40. Основные задачи программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы.
- Вопрос 41. Практика реализации предметов ведения и полномочий рф на территориях субъектов рф. Проблемы. Направления совершенствования в сфере охраны окружающей среды
- Вопрос 42. Информационные связи органов исполнительной власти. Проблемы и пути совершенствования информационных потоков.
- 43. Современное состояние мсу. Проблемы и развитие самостоятельности мсу.
- Вопрос 44. Организация контрольной работы в органах исполнительной власти
- Вопрос 45.
- Вопрос 46 Планирование деятельности государственного служащего.
- Вопрос 47. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти рф и органами власти субъектов российской Федерации.
- Вопрос 48 Планирование работы исполнительного органа власти
- 49. Пути укрепления государственной целостности, единства системы государственной власти, развитие основ федерального устройства России.
- Вопрос 50 Причины, порядок, проблемы проводимого в стране укрупнения субъектов рф. Задачи, стоящие перед вновь созданными в результате объединения субъектами рф (на примере Заб. Края).
- 51. Конституция рф и проблемы совершенствования системы государственной власти, местного самоуправления и федерального устройства России.
- 52. Порядок разрешения конфликтов между органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, между собой и хозяйствующими субъектами.