logo
ПАУ ответы

43. Современное состояние мсу. Проблемы и развитие самостоятельности мсу.

Современное состояние МСУ в России сегодня находится на начальной стадии своего развития и уровень его эффективности остаётся пока низким. Основными причинами этого являются:

  1. Значительное запаздывание с проведением реформы МСУ;

  2. Недооценка, неполное понимание, ошибочное представление о самой сути МСУ, о его важности и полезности для развития демократических преобразований всего российского общества;

  3. Фактическая отстранённость населения от процесса принятия решения по вопросам местной жизни и под свою ответственность;

  4. Низкий уровень научного обеспечения МСУ;

  5. Недостаточный уровень методического обеспечения работ по организации МСУ, по формированию и применению регламентирующих и обеспечивающих это управлении документов;

  6. Слабая законодательная база МСУ;

  7. Неудовлетворительное кадровое обеспечение МСУ;

  8. Отсутствие у органов власти и должностных лиц федерального ранга необходимой ответственности за несоблюдение гарантий МСУ и за превышение своих полномочий;

  9. Плохое использование опыта МСУ.

Приоритетные направления исследований в области МСУ.

  1. Усиление и ускорение исследований, связанных с созданием современной целостной системы МСУ. Необходимость методологического и методического обеспечения МСУ.

  2. Усиление правового обеспечения МСУ. Слабость правового обеспечения заключается в плохом качестве принятых нормативных правовых документов, часть из которых приходится неоднократно дополнять, доделывать, что существенно снижает доверие к законодательным и ИОВ.

  3. Научное обеспечение разработки и реализации программ перехода территориальных образований к МСУ.

Основополагающие вопросы, требующие первоочередного решения:

  1. Разделение задач, решаемых федеральными, региональными и местными органами власти, разграничение и установление ответственности каждой из них.

  2. Разграничение собственности на федеральную, региональную и собственность местного сообщества.

  3. Укрепление финансово-экономической базы. Органы местной власти ограничены в области бюджетно-налоговой политики. Необходима новая модель бюджетно-налогового устройства.

  4. Государственная поддержка МСУ.

Сложность реформирования МСУ в нашей стране в значительной степени обусловлена рядом особенностей.

Масштабность задачи – в настоящее время в РФ юридически оформлено 11090 различных МО.

Отсутствие необходимой правовой базы – её потребовалось создать в кратчайшие сроки. Отсутствие нормального законодательства о собственности на землю, о налогах, об основах местных приводит к тому, что субъекты Федерации вынуждены сами разрабатывать основополагающие юридические документы, что, естественно, вызывает немало трудностей. Многообразие форм территориальной организации МСУ – в нашей стране данными формами признаются города, посёлки (станицы), районы (уезды), сельские округа (сельсоветы), иные населённые пункты и территории. В этот пункт можно также включить многообразие способов избрания ОМСУ и их должностных лиц. Структура ОМСУ определяется населением самостоятельно, а наименование данных органов отражают национальные, исторические и иные местные традиции: в городах это думы, советы; в районах, улусах, аймаках, волостях, сомонах, селах и иных МО – собрания представителей, собрание депутатов, хуралы, комитеты самоуправления, муниципальные либо земские собрания и так далее.

Необходимо расширить гласность процесса формирования МСУ.