logo search
Шпоры

15. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти

Федеральным соглашением установлено разграничение предмета ведения и полномочий федеральных и региональных органов власти.

Предметы ведения, установленные федеративным догово¬ром, подтверждены Конституцией РФ.

В ведении Российской Федерации находятся вопросы об¬щегосударственного значения, среди них:

• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное уст¬ройство;

• защита прав и свобод человека;

• организация федеральных органов власти;

• управление федеральной собственностью;

• разработка основ федеральной политики;

• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулиро¬вание, денежная эмиссия, ценовая политика;

• федеральный бюджет;

• федеральные энергетические системы, федеральный транс¬порт; деятельность в космосе;

• внешняя политика, оборона и безопасность;

• судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, ар¬битражное законодательство;

• официальный ста¬тистический и бухгалтерский учет.

Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города феде¬рального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с конституционным законом.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся следующие вопросы:

• Обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

• Защита прав и свобод человека, режим пограничных зон.

• Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана па­мятников.

• Разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения.

• Общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита.

• Борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и в соответствии с ни­ми законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия по предметам ведения и совместного ведения действует федеральный Закон. В случае противоречия по предметам ведения субъектов РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ.