21.Социальные и политические показатели развития региона
Уровень развития социальной сферы региона характеризуется системой показателей, важнейшими из которых являются такие, как:
- средняя продолжительность жизни;
- рождаемость;
- смертность;
- среднедушевые доходы населения;
- величина прожиточного минимума;
- доля населения, находящегося за чертой бедности.;
- величина поляризации доходов;
- объем медицинских услуг, доступных всему населению.
Для региональных и муниципальных органов власти эти показатели выступают как социальные нормативы на определенный период развития.
Политические показатели
Такими показателями являются наличие политических и религиозных свобод в обществе, многообразие политических партий и общественных организаций, уровень коррумпированности власти и т.п.
22. Закономерности размещения производительных сил
Понятия производительных сил
производительными силами считается совокупность сил общества, способных создавать различного рода материальные и нематериальные ценности.
Источник производительных сил общества – народное хозяйство, наиболее значимым элементом которого является промышленный комплекс.
Закономерности размещения производительных сил
Под закономерностью понимается частное проявление общественных законов в определенных специфических условиях, которое выражается через устойчиво повторяющиеся взаимосвязи социально-экономических процессов и явлений.
Важнейшей закономерностью является рациональное, наиболее эффективное размещение производства. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства вплоть до готового продукта.
23. Принципы размещения производительных сил
Принципы размещения производительных сил — это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.
Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.
К ней относят:
принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;
принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;
рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;
кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.
Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, как экологический — предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.
Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют:специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах)соответственно основной специализации районов их размещения; выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны.
Особый характер имеет принцип укрепления обороноспособности страны при размещении производительных сил и не основан на законах экономики. Он предусматривает ускоренное развитие промышленности в глубинных районах, создание сети предприятий-дублеров, обеспечение деятельности предприятий и мер по их защите в соответствии с требованиями системы гражданской обороны: а) запрещение строительства новых мощных промышленных предприятий в крупнейших и крупных городах; б) предупреждение чрезмерного разрастания крупнейших городов.
- 8. Административные средства регулирования экономикой.
- 9. Экономические средства регулирования экономикой
- 10. Регулирование экономики путем налоговой политики
- 11. Регулирование экономики путем амортизационной политики
- 12. Регулирование экономики путем инвестиционной политики и дотаций
- 13. Регулирование экономики посредством ценовой политики.
- 14. Регулирование экономики через государственный сектор.
- 15. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти
- 16. Вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов рф
- 17. Проблемы социально-экономического развития регионов рф
- 18. Региональная экономическая диагностика
- 19. Показатели социально-экономического развития региона
- 1. Экономические
- 2. Социальные
- 3. Политические
- 20. Экономические показатели социально-экономического развития региона
- 21.Социальные и политические показатели развития региона
- 24. Принципы размещения производительных сил
- 25. Факторы размещения производительных сил
- 26. Методы и инструментарий бюджетного анализа
- 27. Анализ устойчивости регионального бюджета
- 28.Финансовая система региона
- 39.Территориальное планирование как функция управления
- 40. Контроль органами власти за исполнением бюджета субъекта Федерации
- 41.Бюджетный федерализм
- 42.Оценка экономического потенциала региона.
- 43.Анализ природных условий и ресурсов региона.
- 44Анализ хозяйственных условий и ресурсов региона
- 45.Доходы и расходы бюджетов
- 46. Регулирование занятости населения в регионе
- 47. Внебюджетные территориальные фонды
- 49. Управление социальной сферой региона
- 50.Дотации, субсидии, субвенции из федерального бюджета региональным бюджетам
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- 3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы