47. Внебюджетные территориальные фонды
Региональные внебюджетные фонды образуются за счет добровольных взносов предприятий, населения и других источников. В последние годы предприятия все чаще объединяют свои средства со средствами региональных органов. Такая форма использования средств предприятий прогрессивна и весьма перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и региональных органов, более рациональному их использованию и достижению социального эффекта и по мере выхода страны из кризиса будет приобретать все большее значение.
Для управления региональными внебюджетными фондами создаются коллегиальные органы из представителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий. Они принимают решения об, использовании средств этих фондов.
Создание внебюджетных фондов:
- концентрирует средства для развития социально-бытовой инфраструктуры
- усиливает материальную заинтересованность региональных органов в результатах своей деятельности, укрепляет их финансовое положение;
- способствует более эффективному использованию средств, исключая их распыление;
- освобождает предприятия от выполнения несвойственной им функции по развитию местного хозяйства.
Отраслевые внебюджетные фонды создаются при департаментах и комитетах для поддержки важнейших отраслей промышленности, науки, культуры и искусства в связи с недостаточностью бюджетного финансирования и собственных финансовых ресурсов. Источниками их формирования являются: добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, профильные штрафные санкции, целевые поступления и иные, не запрещенные законодательством внебюджетные источники.
48. Оценка эффективности региональной экономической политики.
Региональная экономическая политика преследует достижение определенных целей, поставленных на национальном или региональном уровнях, поэтому естественной является постановка вопроса о результативности проводимой региональной политики. Возможны, по крайней мере, четыре различных подхода к оценке эффективности региональной политики:
Оценка отдельных индикаторов. Подход основывается на оценке отдельных экономических индикаторов, которые численно характеризуют результаты проведенных мероприятий, таких как количество рабочих мест, созданных в регионах, получавших государственную поддержку, количество фирм, получивших субсидии, величина бюджетных средств, направленных на поддержку регионов, структурные изменения в отстающих регионах, снижение безработицы, тенденции миграции и т.д. Этот метод прост в его реализации, однако он не дает системного представления о результативности проводимой политики, поскольку изменения различных индикаторов могут быть разнонаправленными, их значимость также различна.
Сравнение действительных результатов политики с возможными результатами развития без осуществления политики. Подход основывается на идее сравнения результатов развития регионов, достигнутых под влиянием проводимой региональной политики, с теми результатами, которые регион мог бы получить, если бы региональная политика не проводилась. Эффект от проводимой политики определяется как разница действительных экономических показателей, например, ВРП или занятости, и гипотетических показателей, которые могли бы быть получены при отсутствии целенаправленной экономической политики. Эта идея более понятна содержательно, но более трудна с очки зрения ее практической реализации, поскольку результаты экономического развития определяются всей совокупностью региональных и национальных факторов развития региона, абстрагируясь от влияния мероприятий региональной политики. Кроме того, эффект региональной политики может быть более широким, чем только изменение того или иного экономического показателя.
Соизмерение издержек и выгод. Этот метод основывается на соизмерении издержек и выгоды от мероприятий региональной политики. Проблемы в его использовании связаны с тем, что не все результаты региональной политики можно оценить количественно. В силу трудностей его практической реализации он используется чаще всего для оценки влияния региональной политики на экономику отдельного региона.
Степень достижения поставленных целей. Метод основан на оценке степени достижения поставленных перед региональной политикой целей. На первый взгляд это более привлекательный метод, поскольку дает непосредственную оценку достигнутых результатов, однако воспользоваться этим методом можно только в том случае, если цели региональной политики были определены количественно. Кроме того, региональная политика оказывает комплексное влияние на всю экономику, поэтому достижение одной конкретной цели может быть сопряжено с негативными последствиями для всех других аспектов развития. Более корректно оценивать степень достижения всего комплекса целей, используя различные способы взвешивания и соизмерения целей, однако технически такое соизмерение оказывается, как правило, довольно сложной процедурой.
Экономической наукой пока не предложено универсальных способов оценки результатов региональной политики, поэтому при оценке могут использоваться либо один из указанных методов, либо все вместе. Важное значение при этом имеет наличие необходимой для проведения оценки экономической информации.
- 8. Административные средства регулирования экономикой.
- 9. Экономические средства регулирования экономикой
- 10. Регулирование экономики путем налоговой политики
- 11. Регулирование экономики путем амортизационной политики
- 12. Регулирование экономики путем инвестиционной политики и дотаций
- 13. Регулирование экономики посредством ценовой политики.
- 14. Регулирование экономики через государственный сектор.
- 15. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти
- 16. Вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов рф
- 17. Проблемы социально-экономического развития регионов рф
- 18. Региональная экономическая диагностика
- 19. Показатели социально-экономического развития региона
- 1. Экономические
- 2. Социальные
- 3. Политические
- 20. Экономические показатели социально-экономического развития региона
- 21.Социальные и политические показатели развития региона
- 24. Принципы размещения производительных сил
- 25. Факторы размещения производительных сил
- 26. Методы и инструментарий бюджетного анализа
- 27. Анализ устойчивости регионального бюджета
- 28.Финансовая система региона
- 39.Территориальное планирование как функция управления
- 40. Контроль органами власти за исполнением бюджета субъекта Федерации
- 41.Бюджетный федерализм
- 42.Оценка экономического потенциала региона.
- 43.Анализ природных условий и ресурсов региона.
- 44Анализ хозяйственных условий и ресурсов региона
- 45.Доходы и расходы бюджетов
- 46. Регулирование занятости населения в регионе
- 47. Внебюджетные территориальные фонды
- 49. Управление социальной сферой региона
- 50.Дотации, субсидии, субвенции из федерального бюджета региональным бюджетам
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- 3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы