28.Финансовая система региона
29.Региональный бюджет: понятие, структура
30.Региональные и местные налоги
31.Объекты и функции управления региональными рынками
32.Региональный потребительский рынок
33.Региональный рынок недвижимости
34.Понятие, цели создания СЭЗ и их виды
35.СЭЗ в России
Первые СЭЗ (Выборг и Находка) были созданы в 1988 году, к середине 1990-х годов было зарегистрировано 19 зон, включая зоны экономического благоприятствования (Ингушетия и Кабардино-Балкария). Вложения государства были минимальны, были предоставлены кредиты, но эффект от них отсутствовал. Подавляющее большинство из созданных на территории России СЭЗ оказались нежизнеспособными, лишь Факторами, обусловившими слабость подобных образований до середины 2000-х годов, стали следующие:
- отсутствие адекватного правового регулирования, проект российского закона был разработан в 1995 году и принят в 2005 году;
- слишком большие размеры территории СЭЗ, все российские претенденты на создание СЭЗ стремились взять под свою юрисдикцию как можно большую территорию, не понимая, что чем она крупнее, тем ниже эффективность функционирования зоны;
- нахождение большинства СЭЗ во внутренней части страны, а успешность функционирования СЭЗ во многом зависит от близости к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, что в большинстве случаев обеспечивается за счет приграничного и приморского расположения;
- отрицательное воздействие СЭЗ на экономику региона, принятие льгот, тормозящих развитие производства в зоне, как в Калининградской области в 1990-х годах;
- отсутствие зон для стимулирования инновационной деятельности, для технологического прорыва РФ;
- отсутствие четкого контроля со стороны государственных органов, сделавшее возможными злоупотребления на территории СЭЗ;
- недостаточное использование возможностей, предоставляемых режимом экономического благоприятствования, созданные зоны в основном ограничивали свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) по законодательству России — это часть территории России, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» предусматривает создание особых экономических зон следующих типов: промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных, портовых.
Допускается включать в границы особых экономических зон земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.
Разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон и управление особыми экономическими зонами возлагаются на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В качестве общего органа управления зональной практикой летом 2005 года был создан РосОЭЗ (федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами), подчиненный Минэкономразвития.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
- инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
- благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
- предоставляется ряд налоговых преференций
- система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.
- 8. Административные средства регулирования экономикой.
- 9. Экономические средства регулирования экономикой
- 10. Регулирование экономики путем налоговой политики
- 11. Регулирование экономики путем амортизационной политики
- 12. Регулирование экономики путем инвестиционной политики и дотаций
- 13. Регулирование экономики посредством ценовой политики.
- 14. Регулирование экономики через государственный сектор.
- 15. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти
- 16. Вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов рф
- 17. Проблемы социально-экономического развития регионов рф
- 18. Региональная экономическая диагностика
- 19. Показатели социально-экономического развития региона
- 1. Экономические
- 2. Социальные
- 3. Политические
- 20. Экономические показатели социально-экономического развития региона
- 21.Социальные и политические показатели развития региона
- 24. Принципы размещения производительных сил
- 25. Факторы размещения производительных сил
- 26. Методы и инструментарий бюджетного анализа
- 27. Анализ устойчивости регионального бюджета
- 28.Финансовая система региона
- 39.Территориальное планирование как функция управления
- 40. Контроль органами власти за исполнением бюджета субъекта Федерации
- 41.Бюджетный федерализм
- 42.Оценка экономического потенциала региона.
- 43.Анализ природных условий и ресурсов региона.
- 44Анализ хозяйственных условий и ресурсов региона
- 45.Доходы и расходы бюджетов
- 46. Регулирование занятости населения в регионе
- 47. Внебюджетные территориальные фонды
- 49. Управление социальной сферой региона
- 50.Дотации, субсидии, субвенции из федерального бюджета региональным бюджетам
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- 3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы