27. Анализ устойчивости регионального бюджета
Уровень устойчивости регионального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:
1) абсолютно устойчивым;
2) нормальным;
3) неустойчивым;
4) кризисным.
1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если
Рм<Дс + Др ,
где Рм — минимальные расходы бюджета;
Дс — собственные доходы бюджета;
Др — регулирующие доходы бюджета.
2) Нормальное состояние
Рм = Дс + Др
3) Неустойчивое состояние
Рм = Дс + Др + ДД ,
где ДД — дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и др.).
4) Кризисное состояние:
Рм>Дс + Др
Для анализа бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий.
Для анализа бюджета используются следующие бюджетные коэффициенты:
1) Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов:
Кр.с = Др : Дс
2) Коэффициент автономии:
Ка = Дс : Д .
3) Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
Ко.р = Дс : Рм
4) Коэффициент бюджетного покрытия:
Кб.п =Д : Рм
5) Коэффициент бюджетной задолженности
Кб.з = З: Р.
6) Коэффициент бюджетной результативности региона:
Кб.р = Дт : Ч, где Дт — территориальные бюджетные доходы,
Ч — среднегодовая численность населения региона.
7) Коэффициент бюджетной обеспеченности населения
Кб.о = Р : Ч.
В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
• анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
• анализ показателей сводного финансового баланса;
• анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.
Анализ исполнения бюджета включает:
• анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;
• анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;
• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
• анализ кассового исполнения бюджета.
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.
- 8. Административные средства регулирования экономикой.
- 9. Экономические средства регулирования экономикой
- 10. Регулирование экономики путем налоговой политики
- 11. Регулирование экономики путем амортизационной политики
- 12. Регулирование экономики путем инвестиционной политики и дотаций
- 13. Регулирование экономики посредством ценовой политики.
- 14. Регулирование экономики через государственный сектор.
- 15. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти
- 16. Вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов рф
- 17. Проблемы социально-экономического развития регионов рф
- 18. Региональная экономическая диагностика
- 19. Показатели социально-экономического развития региона
- 1. Экономические
- 2. Социальные
- 3. Политические
- 20. Экономические показатели социально-экономического развития региона
- 21.Социальные и политические показатели развития региона
- 24. Принципы размещения производительных сил
- 25. Факторы размещения производительных сил
- 26. Методы и инструментарий бюджетного анализа
- 27. Анализ устойчивости регионального бюджета
- 28.Финансовая система региона
- 39.Территориальное планирование как функция управления
- 40. Контроль органами власти за исполнением бюджета субъекта Федерации
- 41.Бюджетный федерализм
- 42.Оценка экономического потенциала региона.
- 43.Анализ природных условий и ресурсов региона.
- 44Анализ хозяйственных условий и ресурсов региона
- 45.Доходы и расходы бюджетов
- 46. Регулирование занятости населения в регионе
- 47. Внебюджетные территориальные фонды
- 49. Управление социальной сферой региона
- 50.Дотации, субсидии, субвенции из федерального бюджета региональным бюджетам
- 1. Основная литература
- 2. Дополнительная литература
- 3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы