Основные виды ревизий финансово-хозяйственной деятельности и их краткая характеристика
Важное теоретическое и практическое значение имеет правильная классификация ревизий по определенным однородным признакам. Она позволяет качественно и эффективно организовать и провести ревизию, унифицировать терминологию, провести сравнительный анализ результатов ревизионной работы.
В литературе существует несколько концепций и признаков, по которым классифицируются ревизии. Можно выделить следующие из них:
• ведомственная принадлежность ревизуемых органов;
• полнота (ширина) охвата деятельности ревизуемого объекта;
• глубина проведения ревизии;
• степень охвата данных;
• характер материала;
• отношение к плану (графику) проведения ревизии;
• очередность исследования одних и тех же документов.
Классификация ревизии на основе указанных признаков схематически представлена на рисунке 11.
Рис. 11. Классификации ревизий
По полноте (широте) охвата деятельности ревизуемого объекта различают ревизии полные и частичные, комплексные и тематические.
Полная документальная ревизия предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а частичная — отдельных сторон или участков этой деятельности либо определенных статей затрат, например расходов на канцелярские принадлежности и др.
Самые распространенные и прогрессивные — комплексные ревизии, включающие все участки и стороны деятельности ревизуемого подразделения. Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность подразделения; взаимосвязь между финансово-экономическими показателями; с бюджетом и внебюджетными фондами; сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; состояние бухгалтерского учета и отчетности; соблюдение налоговой и финансовой дисциплины и другие вопросы.
Тематическая ревизия проводится для проверки определенного участка (темы) деятельности ревизуемого подразделения.
По глубине проведения ревизии различают сквозные и локальные. При сквозной ревизии подвергается проверке деятельность отраслей национальной экономики. Она проводится одновременно в вышестоящих и нижестоящих организациях по одинаковым и взаимосвязанным программам. Локальные же ревизии проводятся только в одном подразделении, в учреждении и организации или на нескольких, но по различным и не взаимосвязанным программам.
По отношению к плану выделяют плановые и внеплановые ревизии. Первые предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контролирующих органов, а вторые проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности подразделений. По степени охвата данных финансово-хозяйственных операции различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии. В ходе проведения сплошных ревизий контролю подвергаются все операции и данные на определенном участке деятельности ревизуемого объекта и за весь ревизуемый период. Сплошной ревизии подвергаются, как обычно, кассовые операции, операции по расчетному, валютному и другим специальным счетам. При выборочных ревизиях проверяется часть документов на выборку за тот или иной промежуток времени. Обычно берут периоды наиболее интенсивных и ответственных моментов совершения финансово-хозяйственных операций.
Сплошная ревизия дает более полную оценку деятельности ревизуемого объекта, позволяет полнее выявить недостатки и нарушения, чем выборочная. Но такая ревизия очень трудоемкая, поэтому там, где совершаются крупные операции и большой документооборот, может проводиться комбинированная ревизия. При этом одни участки подвергаются сплошной проверке, а другие - выборочной. В ходе выборочной ревизии может возникнуть необходимость перехода к сплошному методу проверки ревизуемого участка, если выявляются факты нарушений и недостатков, хищений и подлога и т.д.
По очередности исследования одних и тех же вопросов принято различать первичные, дополнительные и повторные ревизии. К первичным относятся те ревизии, которые проводятся по определенной программе впервые.
Дополнительные и повторные ревизии назначаются в том случае, если в процессе предыдущей ревизии не раскрыты все вопросы, включенные в программу, или их результаты не четко отражены в акте проверки и они признаются недоброкачественными либо по требованию следственных органов для подтверждения фактов, отраженных в итоговом документе первичной ревизии.
По характеру проверяемого материала ревизии подразделяются на документальные и фактические.
Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ее приемам относятся:
• формальная и арифметическая проверка документов;
• встречная проверка документов или записей;
• юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных хозяйственных операций;
• нормативная проверка;
• сплошное и выборочное наблюдение;
• способ обратного счета;
• приемы экономического анализа (сравнения, сопоставления, балансовая увязка и т.д.);
• технико-экономические расчеты.
Ведущий прием документальной ревизии — формальная и арифметическая проверка документов, при которой выясняют точность заполнения бланков и регистров учета, наличие на них всех необходимых реквизитов, а также подсчитываются суммы и итоги. Таким образом, определяется правильность документов и отражаемых ими хозяйственных операций. В противном случае проводят проверки с использованием других приемов контроля.
В процессе проведения ревизии встречаются случаи, когда после формально-арифметической проверки возникают неточности и сомнения в правильности или законности разрешенных операции. Тогда прибегают к встречным проверкам документов путем сверки и сличения данных, отраженных в документах и записях, имеющихся в ревизуемой организации, с данными второго экземпляра этих документов или с записями в других взаимосвязанных документах, находящихся в проверяемой или в иных организациях, с которыми вступила в хозяйственную связь ревизуемая организация.
Нормативная проверка в финансовом контроле — основная из приемов документальной ревизии. Суть ее заключается в сопоставлении фактических расходов с нормативными (плановыми). Этот прием используют при проверке правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при составлении сметы расходов бюджетных учреждений.
Нормы, в зависимости от метода разработки, могут быть расчетными или средними. Для того чтобы удостовериться в правильности установления расчетных норм, применяют прием технико-экономических расчетов, при котором проверяются плановые или фактические расходы за один год или за ряд лет по выполнению отдельных видов работ или услуг.
Способ обратного счета основан на экспертной оценке материальных и финансовых затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний в расход средств, которые во время ревизии имеются в наличии на складах и счетах учреждения.
Оценка совершенных финансово-хозяйственных операций с юридической, экономической и финансовой точек зрения охватывает целый комплекс общеэкономических и статистических приемов анализа и оценки в целях выявления законности, целесообразности, рациональности и эффективности проведенных операций и деятельности ревизуемого учреждения за проверяемый период. Этот прием документальной ревизии является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым не только для ревизующего органа, но, в первую очередь, для самого предприятия, учреждения или организации.
К приемам фактической ревизии относятся:
-
инвентаризация материальных ценностей и денежных средств;
-
обследование;
-
экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов и денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т.д.;
-
визуальное наблюдение путем обследования помещении и производственных подразделении (например, контрольный обмер отапливаемой площади части пожарной охраны);
-
проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.
Для проведения фактической ревизии обычно привлекаются специалисты узкого профиля. Важная особенность — фактор внезапности. Иначе невозможно получить объективные данные, например при инвентаризации складских помещений или кассы, если должностные лица будут информированы заранее о готовящейся ревизии. Кроме того, невозможно провести одно и то же контрольное действие (инвентаризацию, обмер, опрос и т.д.) дважды (при фактическом контроле в отличие от документальной ревизии) спустя определенный промежуток времени. При повторной проверке результат будет совсем другим, и эта проверка будет не повторной (как при документальной), а новой. Лучших результатов можно достичь, сочетая фактический и документальный контроль.
- Объект изучения дисциплины "Экономика пожарной безопасности"
- Предмет и метод изучения дисциплины эпб
- Основные тенденции социально-экономического развития страны и их взаимосвязь с системой обеспечения пожарной безопасности
- Национальное богатство страны, его структура
- Структура национального богатства России в 1999 году, %
- Стоимостные показатели, характеризующие уровень развития национальной экономики
- Основные и оборотные фонды: сущность, понятие и структура
- Основные
- Оборотные
- Отвлеченные
- 1.Производственные запасы: сырье, материалы, топливо и др.
- 2.Запасы (остатки) незавершенного производства
- Вопросы для самоконтроля:
- Предмет и метод изучения дисциплины эпб.
- Основные и оборотные фонды: сущность, понятие и структура.
- Система цен. Ценообразование в рыночной системе хозяйствования.
- 3. Ценовая политика предприятий. Основные методы определения цены и их краткая характеристика
- Тема 3 Капитальные вложения на обеспечение противопожарной защиты
- 1. Назначение и структура капитальных вложений на обеспечение пожарной безопасности
- 2. Понятие сметы. Сметная стоимость строительных работ; монтажа пожарного оборудования и средств пожарной автоматики
- I. Административно - хозяйственные расходы
- II. Расходы на обслуживание работников строительства
- III. Расходы на организацию работ на строительных площадках
- IV. Прочие накладные расходы
- V. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы
- Определение капитальных затрат, связанных с созданием нового инженерно-технического решения для противопожарной защиты объекта
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 4. Эксплуатационные расходы на противопожарную защиту
- 1. Понятие эксплуатационных расходов на противопожарную защиту (ппз). Эксплуатационные расходы, связанные с объемно-планировочными и конструктивными решениями ппз зданий и сооружений
- Эксплуатационные расходы на содержание пожарных машин
- 3. Текущие затраты на эксплуатацию огнетушителей
- Тема 5. Экономические потери от пожаров и методы их определения
- 1. Понятие, сущность и виды потерь от пожаров
- 2. Совокупные потери от пожаров: структура и методы определения
- 3. Определение среднегодового размера потерь от пожаров в расчетах экономической эффективности.
- Тема 6. Экономическая эффективность капитальных вложений в противопожарную защиту (ппз)
- Основные методические положения оценки экономической эффективности капитальных вложений в ппз
- Метод сравнительного анализа экономической эффективности вариантов ппз. Сущность и величина нормативного коэффициента экономической эффективности
- Формулы для определения экономических показателей
- Основные методические положения по расчету экономической эффективности новой пожарной техники и оборудования
- Особенности расчета экономической эффективности пожарно-профилактических мероприятий.
- Тема 13 Экономические проблемы обеспечения пожарной безопасности в условиях рыночной экономики.
- Императивы формирования новой концепции управления пожарным риском в условиях рыночной экономики. Система методов обеспечения пожарной безопасности. Административные и экономические методы.
- Экономические методы управления пожарным риском
- 2.1. Механизмы перераспределения пожарного риска (противопожарное страхование). Принципы эффективного функционирования механизма противопожарного страхования
- Р ис. 14. Схема функционирования пэс в рыночной системе
- 2.2. Методологические основы определения страховых тарифов при огневом страховании
- 2.3. Механизмы экономической ответственности и экономического стимулирования. Рыночные механизмы регулирования уровня пожарного риска
- Понятие, сущность и функции финансов. Финансовая система и ее структура
- 2.Государственный бюджет и его структура. Налоговая система в рф.
- Система налогов Российской Федерации
- Основы организации и планирования бюджетных ассигнований на содержание органов управления и подразделений гпс. Смета и ее основные статьи расходов.
- Основные формы финансовых расчетов. Принципы организации наличных и безналичных расчетов.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9 Денежное довольствие личного состава гпс.
- Денежное довольствие лиц рядового и начальствующего
- 2. Удержания из денежного довольствия и заработной платы лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала.
- Порядок оформления, использования и обращения с воинскими перевозочными документами в системе мчс России. Денежная компенсация за проезд к месту проведения отпуска.
- 4. Порядок выплаты выходного пособия при увольнении из мчс России. Пенсионное обеспечение личного состава гпс при увольнении со службы из органов внутренних дел.
- 4. Организация оплаты труда гражданского персонала в органах управления и подразделениях гпс
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9 Материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений гпс
- Порядок организации финансирования и снабжения материальными средствами органов управления и подразделений гпс
- Цели и задачи формирования конкурсных комиссий в органах управления и подразделениях гпс. Порядок проведения открытых и закрытых конкурсов (торгов).
- Организация обеспечения личного состава гпс вещевым имуществом.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 10 Экономические основы организации производственной деятельности в подразделениях технической службы гпс.
- Организационно-правовые и экономические основы функционирования подразделений технической службы гпс.
- 1. Организационно-правовые и экономические основы функционирования подразделений технической службы гпс
- 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности подразделений технической службы гпс
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 11 Основы организации и ведения бухгалтерского учета в органах управлениях и подразделениях гпс.
- 1. Сущность, значение и виды учета хозяйственной деятельности
- 2.1. Основные цели и задачи бухгалтерского учета. Предмет и метод бухгалтерского учета
- 2.2. Понятие плана счетов бухгалтерского учета в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. Сущность двойной записи и корреспонденции счетов
- 2.3. Бухгалтерские документы и формы бухгалтерского учета. Порядок исправления ошибочных записей в регистрах бухгалтерского учета
- 3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в органах управления и подразделениях гпс
- Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- 4. Материальная ответственность личного состава гпс за ущерб, причиненный государству.
- 5. Порядок и условия постановки на учет и списания основных средств и товарно-материальных ценностей в органах управления и подразделениях гпс.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 12 Основы организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью органов управления и подразделений гпс.
- Сущность и организационные формы контроля в России. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации
- 1. Сущность и организационные формы контроля в России. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации
- Ведомственный финансовый контроль в системе мчс России. Формы и основные задачи ведомственного финансового контроля
- Основные виды ревизий финансово-хозяйственной деятельности и их краткая характеристика
- Основные этапы проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности в органах управления и подразделениях гпс.
- Вопросы для самоконтроля: