logo search
Учебник ЭПБ+

Основные виды ревизий финансово-хозяйственной деятельности и их краткая характеристика

Важное теоретическое и практическое значение имеет правильная классификация ревизий по определенным однородным признакам. Она позволяет качественно и эффективно организовать и провести ревизию, унифицировать терминологию, провести сравнительный анализ результатов ревизионной работы.

В литературе существует несколько концепций и признаков, по которым классифицируются ревизии. Можно выделить следующие из них:

• ведомственная принадлежность ревизуемых органов;

• полнота (ширина) охвата деятельности ревизуемого объекта;

• глубина проведения ревизии;

• степень охвата данных;

• характер материала;

• отношение к плану (графику) проведения ревизии;

• очередность исследования одних и тех же документов.

Классификация ревизии на основе указанных признаков схематически представлена на рисунке 11.

Рис. 11. Классификации ревизий

По полноте (широте) охвата деятельности ревизуемого объекта различают ревизии полные и частичные, комплексные и тематические.

Полная документальная ревизия предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а частичная отдельных сторон или участков этой деятельности либо определенных статей затрат, например расходов на канцелярские принадлежности и др.

Самые распространенные и прогрессивные — комплексные ревизии, включающие все участки и стороны деятельности ревизуемого подразделения. Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность подразделения; взаимосвязь между финансово-экономическими показателями; с бюджетом и внебюджетными фондами; сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; состояние бухгалтерского учета и отчетности; соблюдение налоговой и финансовой дисциплины и другие вопросы.

Тематическая ревизия проводится для проверки определенного участка (темы) деятельности ревизуемого подразделения.

По глубине проведения ревизии различают сквозные и локальные. При сквозной ревизии подвергается проверке деятельность отраслей национальной экономики. Она проводится одновременно в вышестоящих и нижестоящих организациях по одинаковым и взаимосвязанным программам. Локальные же ревизии проводятся только в одном подразделении, в учреждении и организации или на нескольких, но по различным и не взаимосвязанным программам.

По отношению к плану выделяют плановые и внеплановые ревизии. Первые предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контролирующих органов, а вторые проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности подразделений. По степени охвата данных финансово-хозяйственных операции различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии. В ходе проведения сплошных ревизий контролю подвергаются все операции и данные на определенном участке деятельности ревизуемого объекта и за весь ревизуемый период. Сплошной ревизии подвергаются, как обычно, кассовые операции, операции по расчетному, валютному и другим специальным счетам. При выборочных ревизиях проверяется часть документов на выборку за тот или иной промежуток времени. Обычно берут периоды наиболее интенсивных и ответственных моментов совершения финансово-хозяйственных операций.

Сплошная ревизия дает более полную оценку деятельности ревизуемого объекта, позволяет полнее выявить недостатки и нарушения, чем выборочная. Но такая ревизия очень трудоемкая, поэтому там, где совершаются крупные операции и большой документооборот, может проводиться комбинированная ревизия. При этом одни участки подвергаются сплошной проверке, а другие - выборочной. В ходе выборочной ревизии может возникнуть необходимость перехода к сплошному методу проверки ревизуемого участка, если выявляются факты нарушений и недостатков, хищений и подлога и т.д.

По очередности исследования одних и тех же вопросов принято различать первичные, дополнительные и повторные ревизии. К первичным относятся те ревизии, которые проводятся по определенной программе впервые.

Дополнительные и повторные ревизии назначаются в том случае, если в процессе предыдущей ревизии не раскрыты все вопросы, включенные в программу, или их результаты не четко отражены в акте проверки и они признаются недоброкачественными либо по требованию следственных органов для подтверждения фактов, отраженных в итоговом документе первичной ревизии.

По характеру проверяемого материала ревизии подразделяются на документальные и фактические.

Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ее приемам относятся:

• формальная и арифметическая проверка документов;

• встречная проверка документов или записей;

• юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных хозяйственных операций;

• нормативная проверка;

• сплошное и выборочное наблюдение;

• способ обратного счета;

• приемы экономического анализа (сравнения, сопоставления, балансовая увязка и т.д.);

• технико-экономические расчеты.

Ведущий прием документальной ревизии — формальная и арифметическая проверка документов, при которой выясняют точность заполнения бланков и регистров учета, наличие на них всех необходимых реквизитов, а также подсчитываются суммы и итоги. Таким образом, определяется правильность документов и отражаемых ими хозяйственных операций. В противном случае проводят проверки с использованием других приемов контроля.

В процессе проведения ревизии встречаются случаи, когда после формально-арифметической проверки возникают неточности и сомнения в правильности или законности разрешенных операции. Тогда прибегают к встречным проверкам документов путем сверки и сличения данных, отраженных в документах и записях, имеющихся в ревизуемой организации, с данными второго экземпляра этих документов или с записями в других взаимосвязанных документах, находящихся в проверяемой или в иных организациях, с которыми вступила в хозяйственную связь ревизуемая организация.

Нормативная проверка в финансовом контроле — основная из приемов документальной ревизии. Суть ее заключается в сопоставлении фактических расходов с нормативными (плановыми). Этот прием используют при проверке правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при составлении сметы расходов бюджетных учреждений.

Нормы, в зависимости от метода разработки, могут быть расчетными или средними. Для того чтобы удостовериться в правильности установления расчетных норм, применяют прием технико-экономических расчетов, при котором проверяются плановые или фактические расходы за один год или за ряд лет по выполнению отдельных видов работ или услуг.

Способ обратного счета основан на экспертной оценке материальных и финансовых затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний в расход средств, которые во время ревизии имеются в наличии на складах и счетах учреждения.

Оценка совершенных финансово-хозяйственных операций с юридической, экономической и финансовой точек зрения охватывает целый комплекс общеэкономических и статистических приемов анализа и оценки в целях выявления законности, целесообразности, рациональности и эффективности проведенных операций и деятельности ревизуемого учреждения за проверяемый период. Этот прием документальной ревизии является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым не только для ревизующего органа, но, в первую очередь, для самого предприятия, учреждения или организации.

К приемам фактической ревизии относятся:

Для проведения фактической ревизии обычно привлекаются специалисты узкого профиля. Важная особенность — фактор внезапности. Иначе невозможно получить объективные данные, например при инвентаризации складских помещений или кассы, если должностные лица будут информированы заранее о готовящейся ревизии. Кроме того, невозможно провести одно и то же контрольное действие (инвентаризацию, обмер, опрос и т.д.) дважды (при фактическом контроле в отличие от документальной ревизии) спустя определенный промежуток времени. При повторной проверке результат будет совсем другим, и эта проверка будет не повторной (как при документальной), а новой. Лучших результатов можно достичь, сочетая фактический и документальный контроль.