Государственный заем и государственный кредит. Преимущества государственного займа и негативные последствия.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Государственный кредит, как финансовая категория выполняет три функции: - распределительную, через которую осуществляется формирование централизованных денежных фондов или их использование на принципах срочности, платности и возвратности; - регулирующую, при реализации которой, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, - контрольную, которая в основном контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов. Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы (например, облигации внутреннего валютного займа - ОВВЗ, облигации федерального займа - ОФЗ), заемные инструменты для международных финансовых рынков (например, евробонды). В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам. По срокам действия долговые обязательства могут носить краткосрочный характер (до одного года), среднесрочный характер (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочный характер (свыше пята лет до тридцати лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. По субъектам эмиссии займы делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на: реализуемые только среди населения; реализуемые только среди юридических лиц; реализуемые среди юридических лиц и населения.
По форме выплаты доходов займы могут делиться на: 1) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат; 2) выигрышные, где владелец получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей; 3) беспроигрышные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется. Займы также могут делиться по методам размещения на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. В настоящее время в РФ используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
Итак, воздействие большого государственного долга на состояние экономики в долговом периоде характеризуют следующие результаты.
а) Происходит вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска.
б) Усиление налогового пресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду.
в) Возникающая необходимость обслуживания внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из стран, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике.
- Сущность финансов. Признаки и принципы финансов.
- Функции финансов.
- Финансовые ресурсы. Источники формирования.
- Финансовая система. Структура финансовой системы.
- Финансы предприятий.
- Лизинговая сделка. Общая схема лизинговой сделки. Виды лизинга.
- Преимущества и недостатки лизинга.
- Риски в лизинговой сделке. Отличия лизинга от аренды.
- Государственный бюджет. Принципы формирования бюджета.
- Методы формирования бюджета.
- Функции бюджета.
- Доходы бюджета. Система государственных доходов. Структура доходов.
- Налоги. Признаки налогов. Федеральные налоги.
- Налогообложение. Принципы налогообложения.
- Неналоговые поступления.
- Расходы бюджета. Их функциональная классификация.
- Бюджетный дефицит. Причины возникновения (негативные, позитивные). Возможности снижения дефицита.
- Методы финансирования бюджета.
- Основные ценные бумаги.
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- Инструменты межбюджетных отношений.
- Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса.
- Пенсионный фонд рф: источники формирования, направления расходования средств.
- Фонд социального страхования: источники формирования, направления расходования средств.
- Фонд обязательного медицинского страхования: источники формирования, направления расходования средств.
- Достоинства внебюджетных фондов.
- Достоинства внебюджетных фондов
- Государственный долг. Экономические последствия роста госдолга.
- Основные показатели, характеризующие государственный долг.
- Государственный заем и государственный кредит. Преимущества государственного займа и негативные последствия.
- Отличия между налогами и займами.
- Цели привлечения госзайма.
- Классификация госзайма.
- Формы управления госдолгом.
- Привлечение финансовых ресурсов коммерческими банками.
- Финансовая политика. Ее структура и цели.
- Финансовая стратегия и финансовая тактика.