Функции бюджета.
1. Распределительная и перераспределительная. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ.
В перераспределительной функции бюджета особенно ярко проявляется его императивный характер. В условиях рыночной экономики значение распределительной (перераспределительной) функции бюджета не ослабевает.
Распределительная функция бюджета также проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
2. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах - со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.
Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
3. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.
4. Информационная функция. Бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов.
5. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.
- Сущность финансов. Признаки и принципы финансов.
- Функции финансов.
- Финансовые ресурсы. Источники формирования.
- Финансовая система. Структура финансовой системы.
- Финансы предприятий.
- Лизинговая сделка. Общая схема лизинговой сделки. Виды лизинга.
- Преимущества и недостатки лизинга.
- Риски в лизинговой сделке. Отличия лизинга от аренды.
- Государственный бюджет. Принципы формирования бюджета.
- Методы формирования бюджета.
- Функции бюджета.
- Доходы бюджета. Система государственных доходов. Структура доходов.
- Налоги. Признаки налогов. Федеральные налоги.
- Налогообложение. Принципы налогообложения.
- Неналоговые поступления.
- Расходы бюджета. Их функциональная классификация.
- Бюджетный дефицит. Причины возникновения (негативные, позитивные). Возможности снижения дефицита.
- Методы финансирования бюджета.
- Основные ценные бумаги.
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- Инструменты межбюджетных отношений.
- Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса.
- Пенсионный фонд рф: источники формирования, направления расходования средств.
- Фонд социального страхования: источники формирования, направления расходования средств.
- Фонд обязательного медицинского страхования: источники формирования, направления расходования средств.
- Достоинства внебюджетных фондов.
- Достоинства внебюджетных фондов
- Государственный долг. Экономические последствия роста госдолга.
- Основные показатели, характеризующие государственный долг.
- Государственный заем и государственный кредит. Преимущества государственного займа и негативные последствия.
- Отличия между налогами и займами.
- Цели привлечения госзайма.
- Классификация госзайма.
- Формы управления госдолгом.
- Привлечение финансовых ресурсов коммерческими банками.
- Финансовая политика. Ее структура и цели.
- Финансовая стратегия и финансовая тактика.