Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса.
Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс. Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятий, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным годом. Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом, т.е. временем, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса, установлен с 1 января по 31 декабря (календарный год). Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами. Продолжительность бюджетного процесса значительно дольше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования последующего бюджетного контроля и других действий. Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.
В науке финансового права высказывается точка зрения, согласно которой процесс включает в себя четыре стадии прохождения бюджетов в их циклическом развитии.
1. Первая стадия бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.
2. Вторая стадия начинается с момента внесения проекта закона о бюджете на рассмотрение представительного органа власти. Проект закона о бюджете на федеральном уровне вносится Президентом, на уровне субъекта - главой исполнительной власти, на местном - главой муниципального образования.
3. Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ).
Практически бюджет исполняется специальными субъектами--участниками бюджетных правоотношений:
* главным распорядителем бюджетных средств;
* распорядителями бюджетных средств;
* получателями бюджетных средств.
4. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль). Этому вопросу посвящены ст. 271, 272 и 273, а также глава 27 БК РФ.
Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).
- Сущность финансов. Признаки и принципы финансов.
- Функции финансов.
- Финансовые ресурсы. Источники формирования.
- Финансовая система. Структура финансовой системы.
- Финансы предприятий.
- Лизинговая сделка. Общая схема лизинговой сделки. Виды лизинга.
- Преимущества и недостатки лизинга.
- Риски в лизинговой сделке. Отличия лизинга от аренды.
- Государственный бюджет. Принципы формирования бюджета.
- Методы формирования бюджета.
- Функции бюджета.
- Доходы бюджета. Система государственных доходов. Структура доходов.
- Налоги. Признаки налогов. Федеральные налоги.
- Налогообложение. Принципы налогообложения.
- Неналоговые поступления.
- Расходы бюджета. Их функциональная классификация.
- Бюджетный дефицит. Причины возникновения (негативные, позитивные). Возможности снижения дефицита.
- Методы финансирования бюджета.
- Основные ценные бумаги.
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- Инструменты межбюджетных отношений.
- Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса.
- Пенсионный фонд рф: источники формирования, направления расходования средств.
- Фонд социального страхования: источники формирования, направления расходования средств.
- Фонд обязательного медицинского страхования: источники формирования, направления расходования средств.
- Достоинства внебюджетных фондов.
- Достоинства внебюджетных фондов
- Государственный долг. Экономические последствия роста госдолга.
- Основные показатели, характеризующие государственный долг.
- Государственный заем и государственный кредит. Преимущества государственного займа и негативные последствия.
- Отличия между налогами и займами.
- Цели привлечения госзайма.
- Классификация госзайма.
- Формы управления госдолгом.
- Привлечение финансовых ресурсов коммерческими банками.
- Финансовая политика. Ее структура и цели.
- Финансовая стратегия и финансовая тактика.