logo search
Руководство

Приложение 1. Бизнес-план – общие подходы Введение

Практически любой рассказ о бизнес-планировании включает изложение того, для чего этот документ разрабатывается. И среди прочего, перечисляется множество возможных его "пользователей", т.е. тех, для кого пишется бизнес-план. Нет смысла перечислять их снова, скажем лишь главное - есть два типа пользователей: внешние и внутренние.

Внешние пользователи - это те, кого вы хотите убедить в привлекательности вашего проекта, внутренние - это собственно исполнители проекта, которым необходимо видеть его перспективы, цели и задачи. Эти две группы нуждаются в совершенно разной информации и стиле ее изложения, разной глубине исследования и проработке фактов. Традиционно, при рассмотрении финансовых аспектов бизнес-планования рассказывают о задачах, стоящих при работе с внешними пользователями, бизнес-планирование "для себя" стоит ближе к маркетингу и управлению проектами и является несколько иной дисциплиной. Мы не будем отклоняться от этой традиции, но сделаем несколько важных выводов из разделения целей планирования:

  1. Бизнес-план, который вы разрабатываете, не предназначен для вас. Это средство убеждения, ваше информационное оружие, ваш товар. И подходить к нему вы должны, как к товару, который надо грамотно продать. Нужно быть абсолютно честным, но последовательно проводить свою линию, показать уверенность в успехе и знание своего дела. Иногда такой подход полезен и при разработке бизнес-плана для себя - это позволяет взглянуть на свой бизнес со стороны.

  2. Поскольку пользователь вашего бизнес-плана изначально ничего не знает о вашем проекте, первой вашей задачей будет не столько разжевывание подробностей операционного плана, сколько - увлечь своей идеей. Это, разумеется, не означает, что надо расписывать в превосходных тонах перспективы нового бизнеса, но налагает определенные ограничения на порядок и глубину изложения.

О том, как этого добиться я постараюсь рассказать ниже. Все то, что вы прочитаете, не следует воспринимать как догму. Бизнес-план, представляемый внешнему инвестору - это не столько финансовый документ, сколько изложение своей стратегии, убеждение, доказательства. Выбирайте ту форму, которая наилучшим образом объяснит инвестору ваши идеи и ту основу, на которой вы рассчитываете достичь успеха.

Далее в качестве пользователя бизнес-плана мы будем называть инвестора. Это не следует понимать слишком прямолинейно. В роли инвестора может выступать и руководство вашей компании, где вы хотите начать новый проект и потенциальный партнер - любой, кого вы хотите убедить вложить свои деньги, ресурсы, силы в ваш проект.