40. Совершенствование налогового администрирования как фактор укрепления национальной налоговой безопасности
В настоящее время существует некоторая неясность в определении понятия «налоговое администрирование». В действующем Налоговом кодексе данный термин фактически отсутствует, а в многочисленных подзаконных актах имеет различное, часто противоречивое значение.
Следует учитывать, что управление налогами может осуществляться как налоговыми органами, так и специалистами по налоговому планированию на уровне фирмы. Во многих компаниях устанавливается так называемая предельная налоговая нагрузка и вырабатываются меры для легального снижения налоговых платежей до величины такой нагрузки (построение соответствующих схем договорных отношений, выбор режимов налогообложения, «удобных» для налогоплательщика положений в учетной политике и прочее). Это является ни чем иным, как администрированием налогов, зачастую основанном не только на налоговом и гражданском праве, но и на внутренних регламентах компании. Однако главная цель, поставленная сегодня перед обществом — совершенствование такого управления именно на государственном уровне и под налоговым администрированием следует понимать прежде всего совокупность мероприятий по управлению отношениями в сфере налогообложения, осуществляемых уполномоченными на то органами власти (Министерство финансов России и подотчетная ему Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС), органы внутренних дел).
Таким образом, перед налоговым администрированием поставлены следующие задачи:
увеличение собираемости налогов, в том числе за счет вывода предпринимательской деятельности из теневого сектора экономики;
сокращение издержек налогоплательщиков при исполнении обязанности по исчислению и уплате налогов, а также затрат государства на осуществление налогового контроля;
усиление ответственности уполномоченных органов власти за ненадлежащее исполнение ими норм отечественного и международного законодательства при реализации мер налогового контроля.
Из всего комплекса возможных мер по совершенствованию налогового администрирования наиболее важными являются меры, касающиеся администрирования НДС. Помимо того, что на рост возмещения НДС влияет ряд объективных факторов: увеличение материальных затрат на единицу реализуемой продукции, тарифов на услуги, изменения законодательства, существует и другая причина — наличие различных схем ухода от уплаты НДС. Это приводит к недобору значительных сумм налога в бюджет и принятию налоговыми органами так называемых «сдерживающих мер». Налоговые органы идут на дополнительные меры налогового контроля, которые, несмотря на высокие издержки по администрированию, часто не отличаясь высокой эффективностью, приводят к задержке возмещения НДС из бюджета, вызывая справедливые нарекания со стороны добросовестных налогоплательщиков.
При совершенствовании налогового администрирования НДС необходимо:
Изменение порядка применения счетов-фактур, предполагающее регистрацию таковых в налоговых органах. При этом оформление счетов-фактур следует осуществлять на бланках строгой отчетности, защищенных от подделки.
Изменение порядка регистрации налогоплательщиков НДС путем создания единых электронных реестров учредителей организаций, имеющих долги перед бюджетом, с целью пресечения перерегистрации фирм-однодневок.
Усиление ответственности за неисполнение налоговых обязательств и создание системы гарантий уплаты налога в бюджет, а именно: установление административной ответственности налогоплательщиков-продавцов за несоблюдение порядка оформления счетов-фактур, уголовной ответственности в отношении учредителей организации, не создавших условий для обеспечения своевременной уплаты продекларированных налогов.
Определенные сложности возникают и при администрировании таможенных поступлений. Фактически в настоящее время в России наряду с Налоговым кодексом действует альтернативное законодательство, регламентирующее налогообложение импортных операций.
Следует устранить существующий сегодня «дуализм» в регламентации налогообложения участников внешнеэкономической деятельности, а также закрепить за Министерством финансов РФ единоличное право давать разъяснения по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Для этого нужно конкретизировать нормы законодательства, определив в ст. 21 и 34.2 НК РФ соответствующие полномочия Минфина РФ. Необходимо, чтобы участник ВЭД мог получать в Минфине РФ разъяснения и с их помощью реализовывать свои права.
- 1. Понятие «безопасность» и историческая эволюция взглядов на определение его содержания
- 2. Безопасность социальных систем как интегрирующая форма учета интересов
- 3. Понятие «национальные интересы», его содержание и структура
- 4. Национальные интересы России на современном этапе исторического развития
- 5. Понятие «национальная безопасность»: содержание и структура
- 6. Национальная безопасность России: современные подходы к определению содержания и их институциональное закрепление
- 7. Характеристика современных угроз национальной безопасности России.
- 8. Понятие обеспечения безопасности. Система обеспечения национальной безопасности России и ее основные элементы
- 9. Конституционные основы обеспечения национальной безопасности.
- 10. Основные субъекты обеспечения национальной безопасности.
- 11. Экономическая безопасность: содержание и место в структуре национальной безопасности (нб).
- 12. Обеспечение эб как составная часть системы обеспечения нац-й безоп-ти России.
- 13. Институциональная основа обеспечения национальной экономической безопасности (нэб) России.
- 14. Субъекты обеспечения нэб России.
- 15. Основные критерии нэб и проблемы их определения.
- 16. Проблема определения индикаторов и пороговых значений национальной экономической безопасности.
- 17. Характеристика современных угроз национальной экономической безопасности России.
- 18. Криминализация экономических отношений как угроза национальной экономической безопасности.
- 19. Характеристика криминальной ситуации в сфере экономики в современной России.
- 21. Коррупция как фактор и проявление криминализации экономики
- 23. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как угроза национальной экономической безопасности
- 24. Правовая основа противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 25. Банк России в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансир терроризма (не совсем то, нужно посмотреть в нете на сайте банка России)
- 26. Федеральная служба по финансовому мониторингу в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 28. Институциональные проблемы совершенствования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- 29. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств как фактор нэб.
- 30. Конкурентоспособность отечественной экономики как фактор нэб.
- 31. Финансовая безопасность в структуре нэб
- 32. Критерии, индикаторы и пороговые значения фб.
- 33. Характеристика современных угроз национальной финансовой безопасности России.
- 34. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля как фактор укрепления финансовой безопасности
- 35. Налоговое состояние нэб.
- 36. Критерии и угрозы налоговой безопасности России.
- 38. Основные направления налоговой реформы в контексте обеспечения национальной налоговой безопасности (по сост. На 2004год)
- 40. Совершенствование налогового администрирования как фактор укрепления национальной налоговой безопасности
- 41. Бюджетная безопасность в структуре национальной экономической безопасности.
- 42. Критерии, индикаторы и пороговые значения бюджетной безопасности.
- 43. Характеристика современных угроз бюджетной безопасности России. (что-н сочинить на основе этого)
- 44. Обеспечение «вертикальной» сбалансированности бюджетной системы рф как фактор укрепления бюджетной безопасности.
- 45. Проблема «горизонтальной» сбалансированности бюджетов в контексте обеспечения бюджетной безопасности.
- 46. Повышение эффективности бюджетных расходов как необходимое условие и фактор обеспечения бюджетной безопасности.
- 47. Проведение бюджетного контроля (бк) направлено на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач.
- 48. Безопасность денежно-кредитной системы в структуре нэб.
- 49.Критерии и угрозы безопасности денежно-кредитной системы.
- 50. Денежно-кредитная политика как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности.
- 51. Безопасность реального сектора экономики.
- 52. Региональная эконом безоп-ть в структуре нэб
- 53. Проблемы экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
- 54 Проблемы экономической безопасности личности