43. Характеристика современных угроз бюджетной безопасности России. (что-н сочинить на основе этого)
Критерии:
1.Способность бюджетной системы обеспечить возможности для функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства.
Объем погашения внешнего долга составил 28,4 млрд.$, в т.ч. досрочно было погашено 22,2 млн.$. На что было направлено из стабилизационного фонда 604,8 млрд.руб.
Расходы по обслуживанию госдолга составили 169,1 млрд.руб., что составило 0,6% ВВП, а в 2005 – расходы на обслуживание госдолга составили 208,3 млрд.руб. или 1% ВВП.
В связи с очень большим по масштабам российской экономики положительным сальдо внутриторгового баланса в стране существует реальная опасность голландской болезни, действие которой проявляется через механизмы чрезмерного укрепления курса национальной валюты.
Вторым элементом изъятия финансовых ресурсов из экономики является изъятие через стабфонд. По действующему законодательству в стабфонд направляются сверх доходы энергетического сектора, получаемые при превышении мировой цены на нефть марки «Юралс» свыше 27$ за баррель нефти.
В 2005 году среднегодовая цена нефти марки «Юралс» составила 50,6$, в 2006 – 61,10$.
Механизм был предусмотрен следующий:
До накопления в стабфонде средств до 500 млрд. руб. средства стабфонда могли использоваться только для финансирования бюджетных расходов. После того, как сумма = 500 млрд. руб., средства свыше этой суммы можно использовать в соответствии с законом «О бюджете» на другие цели.
На начало 2007 года средства стабфонда составили 2 триллиона 346,9 млрд. руб. или 8,8% ВВП 2006 года.
Средства активно тратились на:
- на погашение внешнего долга;
- для финансирования погашения дефицита пенсионного фонда РФ;
- для финансирования дополнительных расходов федерального бюджета на соц. нужды, прежде всего связанных с реализацией № 122 – ФЗ (закон «О монетизации льгот»).
В долларовом эквиваленте средства стабфонда уже превысили 100 млрд. $.
На конец 2006 года средства стабфонда были размещены:
45% - в USD;
45% - в евро;
10% - в фунтах стерлингов.
За 2006 год объем % доходов от размещения средств в стабфонд составили 23 млрд. руб., которые были использованы для финансирования дополнительных расходов федерального бюджета.
9 марта 2007 года президент обратился к федеральному собранию с федеральным посланием.
В этом послании президент отмечает обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. Предложение преобразовать стабфонд в 2 фонда – в резервный фонд и фонд будущих поколений. Законодательно это пока не выражено.
В резервный фонд должны будут направляться сверх прибыли от благоприятной конъюнктуры на энергоносители, а также другие сверх плановые доходы федерального бюджета. Объем резервного фонда определяется по нормативу, рассчитываемому в % отношении от объема ВВП. Пока предлагается использовать 10% от ВВП. В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2007» объем ВВП планируется в сумме 31 трил. 220 млрд. руб.
В случае превышения доходов аккумулируемых в резервный фонд над нормативным значением, дополнительными доходами, д.б. направляться в фонд будущих поколений.
Формирование стабфонда и его дальнейшее преобразование в резервный фонд и фонд будущих поколений имеют неоднозначное значение с т.зр. обеспечения устойчивого экономического роста национальной экономики, но имеют безусловно положительное значение с т. зр. реализации таких критериев финансовой и бюджетной безопасности как состояние отношений по формированию и обслуживанию госдолга, позволяющ. Проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, направленную на защиту национальных интересов и по устойчивости бюджетной системы и финансовой системы страны в целом к негативным внутренним и внешним воздействиям.
Вторым аспектом влияния…является проведение активной бюджетной политики, связанной с осуществлением стимулирующих экономический рост бюджетных расходов.
Несмотря на неоднократно заявленный и зафиксированный во многих финансовых документах курс на ограничение непроцентных расходов бюджета, в последние 3 года непроцентные доходы бюджета имеют тенденцию к росту.
В 2005 году непроцентные расходы бюджета составили 3 трил. 306 млрд. руб. В 2006 году – 4 трил. 112 млрд. руб. или 15,4% ВВП, что на 0,15% выше, чем в 2005.
В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» общий объем расходов федерального бюджета запланирован в сумме 5 трил. 463,5 млрд. руб. из которых процентные расходы должны составлять менее 157 млрд. руб.
В последние годы имеется ряд тенденций, которые позволяют сделать вывод о том, что гос-во делает определенные шаги по увеличению стимулирующих бюджетных расходов, так например, расходы по разделу функциональной классификации федерального бюджета национальной экономики возросли с 1,1% ВВП в 2005 году до 1,3% ВВП в 2006 году.
Расходы по разделу национальной обороны в 2006 году составили 2,6% ВВП, по разделу национальной безопасности правоохранительной деятельности 2,1%. Сдерживающим фактором увеличения расходов бюджета стимулирующего характера до последнего времени явл-сь отсутствие эффективных механизмов, их экономической реализации.
В последние годы наметился прогресс в составе федерального бюджета в 2006 году впервые был создан инвестиционный фонд. Средства этого фонда д.б. направляться через механизмы конкурсного отбора соответствующих инвестиционных проектов при условии их обязательного софинансирования частичным капитализированием для инвестиций в системообразующий с т.зр. экономического роста проекта.
В 2006 – не более 60 млрд. руб., в 2007 – 110 млрд. руб.
В текущем году за счет средств инвестиционного фонда будет профинансировано создание УК российской венчурной компании, которая по своему замыслу является фондом фондов и должна способствовать увеличению инновационной составляющей в отечественной экономике.
В составе федерального бюджета формируется федеральная адресная инвестиционная программа, в рамках которой осуществляется финансирование расходов на гос-ые капитальные вложения по перечню строек и объектов, утвержденных правительством РФ.
Объем средств ФАИП запланирован в размере 500,1 млрд. руб.
В соответствии с предложенным и сформулированным президентом в последнем бюджетном послании переходом на трехлетнюю форму бюджетного планирования должны создать условия необходимые для перехода к современным принципам осуществления гос-х капитальных вложений, при котором между гос-вом, заказчиком и подрядчиком заключается контракт на весь период реализации инвестиционного проекта, в котором предусмотрена общая сумма расходов на этот проект в плоть до его сдачи под ключ.
По прежнему основным препятствием на пути реализации бюджетных расходов стимулирующего характера ост-ся отсутствие современных эффективных механизмов осуществления бюджетных расходов.
Именно на формирование таких механизмов направлена реформа бюджетного процесса, которая осуществляется в соответствии с утвержденной постановлением РФ от 22.05.04 №249 «О мерах повышения результативности расходов концепции реформирования бюджетного процесса».
- 1. Понятие «безопасность» и историческая эволюция взглядов на определение его содержания
- 2. Безопасность социальных систем как интегрирующая форма учета интересов
- 3. Понятие «национальные интересы», его содержание и структура
- 4. Национальные интересы России на современном этапе исторического развития
- 5. Понятие «национальная безопасность»: содержание и структура
- 6. Национальная безопасность России: современные подходы к определению содержания и их институциональное закрепление
- 7. Характеристика современных угроз национальной безопасности России.
- 8. Понятие обеспечения безопасности. Система обеспечения национальной безопасности России и ее основные элементы
- 9. Конституционные основы обеспечения национальной безопасности.
- 10. Основные субъекты обеспечения национальной безопасности.
- 11. Экономическая безопасность: содержание и место в структуре национальной безопасности (нб).
- 12. Обеспечение эб как составная часть системы обеспечения нац-й безоп-ти России.
- 13. Институциональная основа обеспечения национальной экономической безопасности (нэб) России.
- 14. Субъекты обеспечения нэб России.
- 15. Основные критерии нэб и проблемы их определения.
- 16. Проблема определения индикаторов и пороговых значений национальной экономической безопасности.
- 17. Характеристика современных угроз национальной экономической безопасности России.
- 18. Криминализация экономических отношений как угроза национальной экономической безопасности.
- 19. Характеристика криминальной ситуации в сфере экономики в современной России.
- 21. Коррупция как фактор и проявление криминализации экономики
- 23. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как угроза национальной экономической безопасности
- 24. Правовая основа противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 25. Банк России в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансир терроризма (не совсем то, нужно посмотреть в нете на сайте банка России)
- 26. Федеральная служба по финансовому мониторингу в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 28. Институциональные проблемы совершенствования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- 29. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств как фактор нэб.
- 30. Конкурентоспособность отечественной экономики как фактор нэб.
- 31. Финансовая безопасность в структуре нэб
- 32. Критерии, индикаторы и пороговые значения фб.
- 33. Характеристика современных угроз национальной финансовой безопасности России.
- 34. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля как фактор укрепления финансовой безопасности
- 35. Налоговое состояние нэб.
- 36. Критерии и угрозы налоговой безопасности России.
- 38. Основные направления налоговой реформы в контексте обеспечения национальной налоговой безопасности (по сост. На 2004год)
- 40. Совершенствование налогового администрирования как фактор укрепления национальной налоговой безопасности
- 41. Бюджетная безопасность в структуре национальной экономической безопасности.
- 42. Критерии, индикаторы и пороговые значения бюджетной безопасности.
- 43. Характеристика современных угроз бюджетной безопасности России. (что-н сочинить на основе этого)
- 44. Обеспечение «вертикальной» сбалансированности бюджетной системы рф как фактор укрепления бюджетной безопасности.
- 45. Проблема «горизонтальной» сбалансированности бюджетов в контексте обеспечения бюджетной безопасности.
- 46. Повышение эффективности бюджетных расходов как необходимое условие и фактор обеспечения бюджетной безопасности.
- 47. Проведение бюджетного контроля (бк) направлено на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач.
- 48. Безопасность денежно-кредитной системы в структуре нэб.
- 49.Критерии и угрозы безопасности денежно-кредитной системы.
- 50. Денежно-кредитная политика как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности.
- 51. Безопасность реального сектора экономики.
- 52. Региональная эконом безоп-ть в структуре нэб
- 53. Проблемы экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
- 54 Проблемы экономической безопасности личности