38. Государственный кредит
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении - от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от других видов кредита.
Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием· централизованного фонда денежных средств;
2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Управление государственным кредитом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита.
Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.
Задачи, которые предназначена решить система управления государственным кредитом в России переходного периода:
- минимизация стоимости долга для заемщика;
- эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;
- усиление инвестиционного характера займов;
- регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
- привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
- определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
Под государственным долгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
- 1. Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета
- 2. Сущность, функции и роль денег
- 3. Основы использования финансов в общественном производстве
- 4. Страхование, как финансовая категория и ее специфика
- 5. Основы использования финансов в международных экономических отношениях
- 6. Виды сделок с ценными бумагами
- 7. Финансовая система рф
- 8. Государственный долг России
- 9. Пенсионный фонд рф
- 10. Принципы и формы организации расчетов
- 11. Фонд социального страхования рф
- 12. Кредит: его сущность, виды и формы
- 13. Фонд обязательного медицинского страхования
- 14. Классификация и формы проведения страхования
- 15. Государственное регулирование страховой деятельности
- 16. Управление финансовыми ресурсами организации
- 17. Инвестиционная деятельность страховщика
- 18. Финансы некоммерческих организаций
- 19. Государственные ценные бумаги
- 20. Налог на добавленную стоимость
- 21. Иностранные инвестиции в России
- 22. Эволюция международных валютно-кредитных отношений
- 23. Корпоративные ценные бумаги
- 24. Налог на прибыль предприятия
- 25. Сущность, виды и назначение перестрахования
- 26. Финансовая политика рф
- 27. Банкротство и финансовая реструктуризация
- 28. Структура финансовых рынков
- 29. Бюджетное устройство, бюджетный процесс
- 30. Производные ценные бумаги
- 31. Межбюджетные трансферты
- 32. Управление финансами государства
- 33. Эмиссия ценных бумаг
- 34. Основные финансовые институты рф
- 35. Управление денежными потоками организации
- Сущность и виды лизинга
- 37. Инфляция, как экономическое явление: сущность, причины, методы борьбы
- 38. Государственный кредит
- 39. Производственный и финансовый леверидж
- 40. Упрощенная система налогообложения
- 41. Оценка финансового состояния предприятия
- 42. Рынок ценных бумаг и его структура
- 43. Внебанковские финансово-кредитные организации
- 44. Особенности налогообложения отдельных видов доходов организаций
- 45. Формы и методы налогового контроля
- Механизм принятия решения на рынке ценных бумаг
- Стратегия управления инвестиционным портфелем
- Налоговое регулирование
- Финансы: понятия и функции
- Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- Финансы страховых организаций
- Налоговая система: состав, структура, функции
- Инвестиционное качество ценных бумаг
- Финансовые риски: классификация и пути снижения
- 55. Налоговое планирование и прогнозирование
- Современное состояние страхового рынка России
- Международные кредитно-финансовые учреждения
- Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
- Денежное обращение, денежный оборот
- Особенности финансов малого предпринимательства
- 61. Бюджетная система рф
- Прибыль предприятия и ее влияние на состояние финансов предприятия
- Инвестиционная деятельность банков
- Организация финансового планирования на предприятии
- Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- Ипотечное кредитование
- 67. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 68. Валютное регулирование и валютный контроль в России
- 69. Современное состояние кредитной системы России
- Венчурное (рисковое) финансирование и его значение для современной экономики России