logo search
Руководство

Захватите внимание

Вы должны обращаться к потенциальному инвестору как к вашему клиенту, потребности которого вы должны удовлетворить. Ваша задача продать ему качественный товар, а не ходить с протянутой рукой и просить помощи. Вы призываете инвестора к сотрудничеству, убеждаете его в том, чтобы он разделил с вами риск и поверил в будущие доходы.

Учитывая вышесказанное, вы должны очень хорошо понимать потребности потенциального инвестора в информации и обеспечить ее наличие в бизнес-плане.

Инвесторы будут аналогичным образом пытаться внимательно разобраться в вашем бизнесе, чтобы лучше понять сильные и слабые стороны, ваше текущее положение на рынке и потенциал развития, а также то, как вас оценивают клиенты и общественность. Поняв требования инвестора, вы сможете определить: какова должна быть концепция представления вашего бизнес-плана, каков должен быть язык представления (более технический или финансово-экономический), а также какова глубина и степень детализации представляемой информации. Вы должны помнить, что информации должно быть достаточно для понимания вашего бизнеса, но лишняя (не нужная) информация может только ухудшить восприятие документа. Например, если вы ориентируетесь на инвесторов, которые работают в вашей отрасли, то такого инвестора будут интересовать наиболее важные факторы, обеспечивающие успех компании на рынке. Если же вы ориентируетесь на финансового инвестора, который имеет отдаленное представление о той области деятельности, в которой функционирует ваша компания, то такому инвестору, вероятно, потребуется информация более детально разъясняющая операции вашей компании.

Для лучшего понимания требований инвесторов, вы должны ответить на следующие вопросы:

Учитывая, что инвесторы обычно ограничены во времени, ваше предложение должно содержать требуемую информацию в необходимом объеме.

Следующие вопросы могут помочь вам сконцентрироваться при написании бизнес-плана не на ваших целях и задачах, а на потребностях инвестора:

Первое, что увидит инвестор при знакомстве с вашим документом - это резюме, поэтому оно является наиболее важной его частью. Резюме должно в сжатой форме описывать все ключевые элементы бизнес-плана и должно быть построено таким образом, чтобы эксперт мог найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы:

На 1-2 страницах Вы должны изложить суть проекта, а также кратко и убедительно показать, что: ваша компания конкурентоспособна и имеет значительный потенциал развития, ваша стратегия и конкурентные преимущества способны обеспечить сильные позиции на рынке в будущем, а требуемый капитал будет использован по назначению и принесет прибыль.

Таким образом, документ должен содержать следующую основную информацию:

  1. Краткое описание вашей компании, продукции и рынков, на которых вы работаете сегодня;

  2. Краткое описание предлагаемого проекта, стратегии развития, возможности роста, риски и прогноз финансовых результатов;

  3. Краткое описание потребности в финансировании, включая объемы, время, предлагаемую структуру капитала и то, как капитал будет использован.

Хорошим критерием для оценки качества бизнес-плана может служить следующая проверка: человек, не знакомый с вашим проектом должен, открыв его описание в течение 1 минуты понять суть предложения, узнать что от него требуется и как вы оцениваете перспективы. Если это невозможно, ваши шансы на успех значительно снижаются.

Пример хорошего резюме приведен во врезке. Он взят из реального проекта, изменены только упомянутые в нем названия и имена.

Резюме проекта "Хлебная база"

Названия и имена в этом примере - вымышленные

В 1957 году была построена Хлебная база (ХБ) для хранения государственных запасов зерна с 5 механизированными элеваторами.

В 1978 году была построена первая мельница (голландское оборудование), в 1984 году - вторая, что позволяет производить до 750 тонн пшеничной муки в сутки или 21 тыс. тонн в месяц.

В 1993 году ХБ преобразован в Акционерное общество открытого типа “Хлебная база". Уставной капитал - 143 390 тысячи рублей, что составляет 143 390 обыкновенных акций, номинальной стоимостью одна тысяча рублей каждая.

Собственниками акций является более 500 человек. Наибольшее число акций принадлежит восьми акционерам, семь из которых работают на комбинате. В настоящее время комбинат приватизирован на 100 %.

Генеральный директор АО ХБ - Иванов Иван Иванович, 1959 года рождения, кандидат наук. Окончил очную аспирантуру Всесоюзного заочного института пищевой промышленности в 1984 году, занимался научной работой. Производственную деятельность начинал в 1981 году с должности сменного крупчатника, работал начальником смены, заместителем начальника производства, начальником производства. С 17 июня 1994 года является Генеральным директором АО "Хлебная база". Стаж работы по специальности 17 лет.

В 1996 году, в отрасли пищевой промышленности (мукомольно-крупяная) сложилась своеобразная ситуация: с одной стороны снижение объемов выпуска муки предприятиями-производителями Тулы и Тульской области на 30 % в сравнении с 1994 годом; с другой - увеличение объемов поступлений импортной муки (доля отечественной муки составила 78 %, импортной - 22 %), т.е. идет процесс вытеснения с рынка отечественных производителей (в основном за счет цены, а не качества).

Несмотря на существующие сложности ХБ имеет определенные успехи:

  • во-первых, выпускает муку, которая пользуется большим спросом среди отечественных и иностранных потребителей (из-за ее высокого качества);

  • во-вторых, комбинат постепенно увеличивает свою долю на Тульском рынке, начиная с 1994 года прирост составил 3 % в год и составляет 24 %;

  • в-третьих, себестоимость производства продукции на комбинате самая низкая среди предприятий-конкурентов города.

На 1 октября 1997 года совокупный капитал ХБ составил 461.8 млрд. рублей из которого 57.2 % приходится на собственные средства и 42.8 % - на заемные.

Ближайшая цель проекта - В 1998 году поддерживать объем продаж до 750 тонн муки в сутки (до 21 тысячи тонн в месяц).

Для закупки зерна необходимы кредиты:

  • в декабре 1997 года в сумме 81.5 млрд. рублей, на 6 месяцев под 31 % годовых - для закупки 72 000 тонн пшеницы. Кредит будет возвращен в июне 1998 года;

  • в июне 1998 года в сумме 101.5 млрд. рублей, на 6 месяцев под 31 % годовых -для закупки 124 000 тонн пшеницы. Кредит будет возвращен в декабре 1998 года.

Эффективность проекта

Расчеты проведены при ставке дисконтирования 15 %

Чистый приведенный доход (NPV): 12 568 806 USD

Период окупаемости: 12 мес.

Внутренняя норма рентабельности (рассчитана в USD): 36 %