logo search
гос

Региональная и государственная национальная политика рф

Принципы федерализма реализуются в региональной политике РФ. Основными ее целями являются:

• обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;

• обеспечение единых минимальных социальных стандар­тов и равной социальной защиты, гарантирование соци­альных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;

• выравнивание условий социально-экономического разви­тия регионов;

• приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

• становление и обеспечение гарантий местного само­управления.

Важную роль в региональной политике играет местное самоуправление. Определение компетенции местного самоуправления исходит из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом РФ и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, кото­рое они в состоянии выполнить.

Новое геополитическое положение России радикально изме­нило критерии рациональности территориальной организации производства, специализации регионов, размещения отдельных предприятий.

Среди форм реализации региональной политики центральное ме­сто должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Ведущим в области совершенствования финансовых и налоговых отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, также между органами государственной власти и органами местного самоуправления является последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований, составляющее основу бюджетного федерализма. С этой целью за субъектами РФ должны быть закреплены постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:

1) бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ путем изменения налоговой системы;

2) законодательное разграничение полномочий между фе­деральными органами государственной власти, органами госу­дарственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики;

3) формирование доходных и расходных статей соответст­вующих бюджетов, сбор и использование налогов и других обя­зательных платежей;

4) возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;

5) сбалансированность бюджетов всех уровней, согласован­ные между Российской Федерацией и ее субъектами соответст­вующие расчетные принципы и методы;

6) право (в пределах автономных финансовых ресурсов) самостоятельного принятия каждым органом власти на соответст­вующем уровне решений о направлениях и масштабах использо­вания бюджетных средств;

7) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов и пре­дотвращение возникновения социальной напряженности.

Большинство вопросов развития образования, здравоохране­ния и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, соци­ально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В решении крупномасштабных социальных проблем требует­ся участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, на­правленной на:

• противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации острым проявлениям депопуляции населения;

• предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

• регулирование размещения беженцев и вынужденных пе­реселенцев в районах, располагающих для этого необхо­димыми условиями, в соответствии с федеральной и ре­гиональными миграционными программами;

• содействие развитию и совершенствованию системы образо­вания на региональном уровне во взаимодействии с феде­ральной системой высшего и послевузовского образования;

• оказание помощи населению регионов, попавших в кри­зисную ситуацию в результате стихийных бедствий, эко­логических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Основным элементом социальной политики является повы­шение уровня минимальных государственных гарантий — ми­нимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главными целями региональной политики в области доходов являются:

1) обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной пла­ты, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан;

2) стабилизация уровня жизни населения, создание проч­ной основы для его повышения во всех регионах.

На дальнейшее развитие федерализма существенное воздей­ствие оказывает государственная национальная политика РФ.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ и общепризнанных нормах между­народного права и находит свое выражение в системе федераль­ных законов, законов субъектов РФ, а также договоров о разгра­ничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Совершенствование федеративных отношений входит в чис­ло приоритетных задач внутренней политики и реализует на практике конституционные принципы федерализма, особенно принцип равноправия всех субъектов РФ в отношениях с феде­ральными органами государственной власти, обеспечить равенство всех национальных общностей в каждом субъекте РФ и в России в целом при осуществлении ими своих социально-экономических, политических и национально-культурных прав.

Оптимизация федеративных отношений не преследует цель «губернизации» республик или, наоборот, «республиканизации» краев и областей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал.

Для развития федеративных отношений необходимы:

1) принятие федеральных законов, заключение договоров и соглашений, конкретизирующих принципы организации и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в целях укрепле­ния общероссийской государственности и повышения самостоя­тельности субъектов РФ;

2) совершенствование механизма учета интересов субъектов РФ на федеральном уровне, расширение полномочий органов государст­венной власти субъектов РФ, повышение их ответственности за по­ложение дел не только в своем регионе, но и в стране;

3) осуществление мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих государственную под­держку и стимулирование экономической активности регионов;

4) разработка правовых механизмов реализации совместных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;

5) совершенствование экономического механизма федера­тивных отношений, в том числе бюджетной системы и системы налогообложения;

6) совместная реализация федеральных и региональных программ развития.

Развитие федерализма предполагает учет региональных осо­бенностей при проведении экономических реформ и обусловли­вает необходимость межрегионального сотрудничества для обес­печения стабильности в обществе, в том числе в сфере нацио­нальных отношений.

Основными недостатками действующей системы межбюд­жетных отношений в настоящее время являются:

• резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;

• отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный бюджет;

• неэффективное расходование средств региональных бюд­жетов, в том числе получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета.

Для совершенствования межбюджетных отношений предлагается увеличение доли связанных трансфертов, т. е. трансфер­тов, направляемых на конкретные цели, согласованные между федеральным центром и регионами. Связанные трансферты — это трансферты, предоставляемые на основе договоров, заклю­чаемых между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ и предусматривающих жесткий контроль за целевым использованием средств.

Предлагается установить зависимость величины нецелевых трансфертов и ассигнований от следующих параметров:

• открытость бюджетного процесса в регионе для контроля со стороны федеральных органов власти;

• эффективность использования средств регионального и местных бюджетов, включая средства, передаваемые из федерального бюджета;

• принимаемые в регионе усилия по мобилизации доходов в бюджет, включая федеральный;

• степень участия региональных органов власти в реализа­ции федеральных программ на своей территории;

• соблюдение федерального законодательства.

В настоящее время акцент делается на задаче укрепления единства власти и исполнительной вертикали. Речь идет о по­вышении исполнительской дисциплины, обеспечении единства правового пространства РФ и главенства федерального законо­дательства.

Одним из препятствий реализации федеральных отношений остается несоответствие законодательной базы ряда субъектов РФ нормам российского законодательства, а также несоблюде­ние органами местного самоуправления законов, принятых в пределах компетенции РФ.

В государственных и муниципальных финансах наблюдается элементы сепаратизма. Кризисная ситуация августа 1998 г. обо­стрила эту ситуацию. Появились попытки фактического «закрытия» регионов, введение административного урегулирова­ния цен на предметы первой необходимости, установление сво­их правил реализации алкогольной продукции, создание собст­венных золотовалютных резервов, установление контроля над тарифами естественных монополий, проведение собственной налоговой политики и т.п.. В то же время проблемой остается необходимость ограничения возможности федерального центра не­законно вмешиваться в дела субъектов РФ, принимать экономиче­ски необоснованные решения, возлагающие на региональные вла­сти обязательства, не обеспеченные их финансовым потенциалом.

Фактором, сдерживающим формирование единой исполни­тельной вертикали, является незавершенность процесса разгра­ничения предметов ведения и распределения полномочий между РФ, субъектами РФ и местным самоуправлением.

Отсутствуют базовые законы в сфере федерализма. Этот про­бел восполняют внутригосударственные договоры и соглашения, способствующие конкретизации общих принципов и направле­ний государственной, региональной и национальной политики.

Заключено 42 договора с органами власти 46 субъектов РФ и более 250 соглашений.

Укрепление федерализма требует решения проблемы разви­тия местного самоуправления. Принят ряд федеральных законов и более 1300 нормативных правовых актов, регулирующих от­ношения в сфере местного самоуправления. Кроме того, наблю­дается процесс принятия законов, связанных с передачей орга­нам местного самоуправления исполнения ряда государственных полномочий без их правовой увязки с федеральным законода­тельством.