27. Эмиссия ценных бумаг как способ мобилизации финансовых ресурсов предприятием.
Эмиссия ценных бумаг - единовременный выпуск в продажу крупных партий облигаций, акций и других ценных бумаг, производимый государственными и местными органами власти, акционерными обществами и другими эмитентами, с целью мобилизации денежных средств.
Физические и юридические лица, приобретающие ценные бумаги и тем самым финансирующие эмитента, становятся держателями этих ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, они рассчитывают на получение в будущем определенного дохода (дивиденда, процента и пр.).
Часто между эмитентами и инвесторами существует посредник - инвестиционная компания или инвестиционный банк (в европейских странах эту роль выполняют универсальные коммерческие банки), которые могут брать на себя организацию выпуска ценных бумаг, а главное - выступать гарантами при их размещении.
Первым самостоятельным этапом эмиссии ценных бумаг является ее подготовка, включающая в себя: исследование рынка; определение размеров выпуска, способов размещения; осуществление печати бланков.
На втором этапе ценные бумаги переходят из рук эмитента к первому держателю. Этот процесс называется размещением и может осуществляться либо среди заранее определенного круга покупателей, либо путем объявления публичной подписки или аукционов, либо путем продажи консорциумам банков, иногда через фондовую биржу. Эмиссия ценных бумаг и их размещение среди первых владельцев образуют первичный рынок ценных бумаг.
На следующем этапе ценные бумаги попадают на вторичный рынок, где осуществляется перепродажа ранее выпущенных ценных бумаг. Говоря об эмиссии ценных бумаг, особенно акций, важно отметить два момента.
Во-первых, при размещении акций цену устанавливает эмитент или его банк. Обычно на ценной бумаге указывается ее номинальная стоимость. Продажная цена акции может от нее отличаться в большую или меньшую сторону. Но в любом случае вся серия акций (а акции выпускаются сериями) должна продаваться по одной цене. Эта первая цена называется эмиссионным курсом, который будет учтен вторичным рынком ценных бумаг.
Во-вторых, во всех развитых странах при эмиссии акций требуется обязательная публикация проспекта эмиссии, включающего в себя установленные законом сведения о предприятии, составе руководства, условиях эмиссии ценных бумаг, инвестиционном банке и др. Кроме того, компания, эмитирующая акции, должна опубликовать полную информацию о своем хозяйственно-финансовом положении, заверенную специалистами аудиторской фирмы. В большинстве стран существуют и специальные государственные органы, контролирующие полноту обеспечения информацией инвесторов для предотвращения случаев обмана со стороны эмитентов.
Финансирование за счет эмиссии обыкновенных акций имеет следующие преимущества:
- этот источник не предполагает обязательных выплат, решение о дивидендах принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров;
- акции не имеют фиксированной даты погашения — это постоянный капитал, который не подлежит «возврату» или погашению;
- проведение IPO существенно повышает статус предприятия как заемщика (повышается кредитный рейтинг, по оценкам экспертов, стоимость привлечения кредитов и обслуживания долга снижается на 2—3 % годовых), акции могут также служить в качестве залога по обеспечению долга;
- обращение акций предприятия на биржах предоставляет собственникам более гибкие возможности для выхода из бизнеса;
повышается капитализация предприятия, формируется рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются более благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов;
- эмиссия акций создает положительный имидж предприятия в деловом сообществе, в том числе — международном, и т. д.
К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:
- предоставление права участия в прибылях и управлении фирмой большему числу владельцев;
- возможность потери контроля над предприятием;
- более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками;
- сложность организации и проведения эмиссии, значительные расходы на ее подготовку;
- дополнительная эмиссия может рассматриваться инвесторами как негативный сигнал и приводить к падению цен в краткосрочной перспективе.
- 1. Содержание долгосрочной финансовой политики.
- 2. Стратегические цели, принципы формирования долгосрочной финансовой политики.
- 3. Соотношение долгосрочной финансовой политики и краткосрочной финансовой политики.
- 4. Взаимодействие долгосрочной финансовой политики государства и долгосрочной финансовой политики предприятий.
- 5. Государственное регулирование долгосрочной финансовой политики организаций.
- 6. Основные направления и объекты управления в долгосрочной финансовой политики.
- 7. Финансовое прогнозирование на предприятии и его роль в реализации долгосрочной финансовой политики.
- 8. Методы финансового прогнозирования.
- 9. Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности.
- 10. Самофинансирование, бюджетное финансирование.
- 11. Стратегия формирования капитала и финансовых резервов предприятия.
- 12. Среднесрочные и долгосрочные финансовые средства и формы их мобилизации.
- 13.Особенности формирования долгосрочных источников финансирования.
- 14. Стоимость основных долгосрочных источников капитала.
- 15. Характеристика заемных источников финансирования предпринимательской деятельности.
- 16. Цена заемных источников финансирования.
- 18. Амортизационная политика организаций.
- 19. Роль лизинга в источниках финансирования предпринимательской деятельности.
- 17. Управление основным капиталом.
- 20. Основные преимущества и недостатки различных форм лизинга.
- 21. Расчет общей суммы лизинговых платежей.
- 22. Факторинг и возможность его использования в финансовом обеспечении предпринимательства.
- 23. Венчурный капитал и возможности его использования в качестве источника финансирования предпринимательской деятельности.
- 24. Долгосрочные кредиты и их характеристика.
- 25. Облигации их виды. Преимущества и недостатки облигаций как источника финансирования.
- 26. Методы определения стоимости акционерного капитала.
- 27. Эмиссия ценных бумаг как способ мобилизации финансовых ресурсов предприятием.
- 31. Оптимизация структуры капитала. Финансовый рычаг.
- 28. Теоретические основы построения структуры капитала.
- 29. Воздействие структуры капитала на рыночную стоимость предприятия.
- 30. Факторы, влияющие на изменение структуры и стоимости капитала.
- 33. Факторы, определяющие дивидендную политику.
- 32. Собственные источники финансирования и их роль в решении проблемы финансового обеспечения.
- 34. Теории дивидендной политики.
- 35. Совокупный доход акционеров в свете дивидендной политики.
- 36. Основные формы выплаты дивидендов.
- 38. Порядок выкупа акций. Методы дробления акций.
- 37. Методика выплаты дивидендов акциями.
- 39. Метод постоянного процентного распределения прибыли.
- 40. Консолидация и конвертация акций в дивидендной политике.
- 41. «Финансовая несостоятельность» и «банкротство»: понятие, сущность, причины.
- 42. Основные модели прогнозирования финансовой несостоятельности организаций.
- 43. Основные показатели финансовой устойчивости предприятия.
- 44. Основные положения Федерального закона «о несостоятельности (банкротстве)».
- 45. Задачи риск-менеджмента по противодействию угрозе финансовой несостоятельности предприятия.
- 46. Возможные способы противодействия угрозе финансовой несостоятельности предприятия.
- 47. Формы реорганизаций предприятий.
- 48. Мероприятия по санации предприятий.
- 50. Прогноз движения денежных средств и его роль в организации денежных потоков предприятия.
- 49. Особенности управления долгосрочными финансовыми активами и дебиторской задолженностью.