logo
ДФП под нарезку

48. Мероприятия по санации предприятий.

Реструктуризация — это комплексное изменение в структуре предприятия, которое позволило бы ему стать привлекательным для инвестора при выходе на любой рынок.

Реструктуризация тесно связана с проведением санации. Обычно мероприятия по санации проводят кредиторы предприятия. Санация состоит из трех этапов:

- инвентаризация — выявление сильных и слабых сторон предприятия через анализ рынка конкурентов, исследование внутренних процессов, инновационного потенциала;

- разработка стратегических программ, призванных стабилизировать ситуацию;

- анализ финансового состояния.

В период санации проводят краткосрочные и долгосрочные мероприятия.

Краткосрочные меры, связанные с санацией призваны обеспечить некоторую свободу действий и включают в себя

- уменьшение непроизводительных затрат и расходов на потребительские нужды;

- сохранение сложившихся хозяйственных связей и поиск новых рынков сбыта;

- выявление и продажа излишков запасов материалов и оборудования;

- снятие с производства низкорентабельных изделий и по возможности увеличение выпуска высокорентабельной продукции;

- контроль за использованием заемных средств.

Долгосрочные мероприятия включают:

- перестройка структуры, а при необходимости и профиля деятельности предприятия;

- поиск новых методов ценообразования на выпускаемую продукцию;

- аттестация, тестирование и обновление персонала.

При структурной перестройке управления на предприятиях, добившихся наибольшего успеха, проводились следующие мероприятия:

1) на крупных предприятиях создавались центры по прибылям. На это структурное подразделение ложилась вся ответственность за прибыли и убытки. Но им была дана полная самостоятельность по заключению договоров с любыми организациями;

2) организовывались центры потребителей, которые начали осуществлять маркетинговые мероприятия по обслуживанию потребителей, формированию спроса;

3) создавались фирмы, действующие по принципу рискового финансирования и решающие задачи завоевания прочных позиций на рынке;

4) проводилась дебюрократизация персонала, возрастала мотивация труда. Дебюрократизация обеспечивалась через рост квалификации персонала, увеличение его самостоятельности, укрепление горизонтальных связей. Мотивационный компонент обеспечивался за счет массовой продажи акций своим работникам;

5) деятельность всех подразделений направлялась на резкое увеличение прибыльности в условиях резкого ужесточения конкурентной борьбы. Предприятие не работало на склад, а в основе деятельности был финансово-экономический анализ. Анализ должен быть основан на маркетинге, обеспечении качества, оптимальном взаимоотношении между руководством и персоналом.