logo
ДФП под нарезку

27. Эмиссия ценных бумаг как способ мобилизации финансовых ресурсов предприятием.

Эмиссия ценных бумаг - единовременный выпуск в продажу крупных партий облигаций, акций и других ценных бумаг, производимый государственными и местными органами власти, акционерными обществами и другими эмитентами, с целью мобилизации денежных средств.

Физические и юридические лица, приобретающие ценные бумаги и тем самым финансирующие эмитента, становятся держателями этих ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, они рассчитывают на получение в будущем определенного дохода (дивиденда, процента и пр.).

Часто между эмитентами и инвесторами существует посредник - инвестиционная компания или инвестиционный банк (в европейских странах эту роль выполняют универсальные коммерческие банки), которые могут брать на себя организацию выпуска ценных бумаг, а главное - выступать гарантами при их размещении.

Первым самостоятельным этапом эмиссии ценных бумаг является ее подготовка, включающая в себя: исследование рынка; определение размеров выпуска, способов размещения; осуществление печати бланков.

На втором этапе ценные бумаги переходят из рук эмитента к первому держателю. Этот процесс называется размещением и может осуществляться либо среди заранее определенного круга покупателей, либо путем объявления публичной подписки или аукционов, либо путем продажи консорциумам банков, иногда через фондовую биржу. Эмиссия ценных бумаг и их размещение среди первых владельцев образуют первичный рынок ценных бумаг.

На следующем этапе ценные бумаги попадают на вторичный рынок, где осуществляется перепродажа ранее выпущенных ценных бумаг. Говоря об эмиссии ценных бумаг, особенно акций, важно отметить два момента.

Во-первых, при размещении акций цену устанавливает эмитент или его банк. Обычно на ценной бумаге указывается ее номинальная стоимость. Продажная цена акции может от нее отличаться в большую или меньшую сторону. Но в любом случае вся серия акций (а акции выпускаются сериями) должна продаваться по одной цене. Эта первая цена называется эмиссионным курсом, который будет учтен вторичным рынком ценных бумаг.

Во-вторых, во всех развитых странах при эмиссии акций требуется обязательная публикация проспекта эмиссии, включающего в себя установленные законом сведения о предприятии, составе руководства, условиях эмиссии ценных бумаг, инвестиционном банке и др. Кроме того, компания, эмитирующая акции, должна опубликовать полную информацию о своем хозяйственно-финансовом положении, заверенную специалистами аудиторской фирмы. В большинстве стран существуют и специальные государственные органы, контролирующие полноту обеспечения информацией инвесторов для предотвращения случаев обмана со стороны эмитентов.

Финансирование за счет эмиссии обыкновенных акций имеет следующие преимущества:

- этот источник не предполагает обязательных выплат, решение о дивидендах принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров;

- акции не имеют фиксированной даты погашения — это постоянный капитал, который не подлежит «возврату» или погашению;

- проведение IPO существенно повышает статус предприятия как заемщика (повышается кредитный рейтинг, по оценкам экспертов, стоимость привлечения кредитов и обслуживания долга снижается на 2—3 % годовых), акции могут также служить в качестве залога по обеспечению долга;

- обращение акций предприятия на биржах предоставляет собственникам более гибкие возможности для выхода из бизнеса;

повышается капитализация предприятия, формируется рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются более благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов;

- эмиссия акций создает положительный имидж предприятия в деловом сообществе, в том числе — международном, и т. д.

К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:

- предоставление права участия в прибылях и управлении фирмой большему числу владельцев;

- возможность потери контроля над предприятием;

- более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками;

- сложность организации и проведения эмиссии, значительные расходы на ее подготовку;

- дополнительная эмиссия может рассматриваться инвесторами как негативный сигнал и приводить к падению цен в краткосрочной перспективе.