logo search
Лекции к гос экзамену налоги

Порядок исчисления и уплаты налога

Организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей (налоговые агенты), выплачивающие гражданам доходы, несут обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога.

Исчисление и удержание налога налоговыми агентами производится нарастающим итогом с начала налогового периода по истечении каждого месяца с зачетом ранее удержанной суммы, но без учета доходов, полученных этими лицами от других налоговых агентов и удержанных ими налогов.

Исчисление налога на доходы физических лиц методом нарастающего итога можно изобразить следующим образом:

Доход, полученный в течение налогового периода до текущего месяца

+

Доход за текущий месяц

Налоговые вычеты за расчетный период

=

Налогооблагаемый доход за расчетный период

Ставка налога

=

Сумма налога за расчетный период

Налог, удержанный в течение налогового периода до текущего месяца

=

Налог, подлежащий уплате в бюджет по очередному сроку.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 оп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Налоговые агенты обязаны предоставлять налоговым органам по месту своего нахождения сведения о суммах выплаченных физическим лицам доходов, а также о суммах исчисленного и удержанного налога с указанием адресов постоянного местожительства этих лиц – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Такие сведения предоставляются один раз по окончании года на всех налогоплательщиков, которым выплачен доход. Указанные сведения пересылаются в налоговые органы по месту постоянного жительства получателей доходов, и налоговые органы учитывают их при проверке предоставляемых физическими лицами деклараций.

  1. Единый социальный налог (понятие, плательщики и объект налогообложения). Единый социальный налог (налоговая база, льготы по единому социальному налогу). Ставка единого социального налога. Исчисление и уплата

Единый социальный налог введен в действие с 1 января 2001 г. Семантика его названия связана со структурой и назначением данного налога, определяющими его особенности по сравнению с другими федеральными налогами. Отменен с 01.01.2010 г (замена на три взноса)

В отличие от других федеральных налогов он, во-первых, структурен, т. е. состоит из трех частей, а именно: взносов в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации (частично, за исключением доли, уплачиваемой в федеральный бюджет), Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Отдельно в отношении каждого фонда налогоплательщик исчисляет сумму налога как соответствующую процентную долю налоговой базы. Поэтому он и называется единым налогом. В его состав, однако, не включаются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Во-вторых, особенность данного налога заключается и в том, что он, в отличие от других федеральных налогов, зачисляемых в доход бюджета и используемых на финансирование общих бюджетных расходов, зачисляется в указанные внебюджетные фонды (кроме Пенсионного фонда) и имеет обусловленное этими фондами целевое, социальное назначение, поэтому и называется социальным налогом.

Механизм единого социального налога, конкретные его элементы установлены в главе 24 Налогового кодекса России. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Для них при определении объекта ЕСН из дохода исключаются фактически произведенные расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.