29. Государственный кредит. Виды долговых обязательств в рф. Государственные займы.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, июридическимиифизическимилицами,иностранными государствами,международными финансовыми организациями- с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита,государствовыступает в роли либокредитора, либозаёмщика, либогаранта.
Цели и задачи государственного кредита
Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигациив годы послеВеликой Отечественной войнывСССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
регулирование макро- и микроэкономических процессов;
воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Государственный кредит и государственный долг
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются еедолговыеобязательстваперед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме:
Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
Договоры о предоставлении государственных гарантийРоссийской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, опролонгациииреструктуризациидолговых обязательств государства прошлых лет;
Переоформление долговых обязательств третьих лицв долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.
Управление государственным кредитом
Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика,кредитораигаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:
Обслуживание и погашение государственного долга;
Выпуск и размещение новых облигационных займов:
Поддержание вторичного рынкадолговых обязательств;
Регулирование рынка государственного кредита;
Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.
Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов,Центральный банк.
Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.
Традиционная роль государственных займов — обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств — дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их размещения стали определяться не только дефицитом государственного бюджета, как ранее, но и потребностями регулирования денежного обращения.
Государственные займы — основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.
1. По способу размещения государственные займы делятся на несколько основных групп: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, принудительные.
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, обычно размещаются через банки, а для мобилизации сбережений населения — через систему сберегательных касс (банков). Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, специальные доверительные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и т.п.
2. Государственные займы бывают краткосрочные — со сроком погашения до одного года, среднесрочные — до пяти лет и долгосрочные — свыше пяти лет.
3. По видам доходности подразделяются на процентные(займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке) и выигрышные, или лотерейные(доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения или тираж выигрышей).
4. По месту размещения различаются государственные займы внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.
Во многих странах государственные займы — один из важных методов мобилизации государственных доходов (второе место после налогов). Государства в условиях хронической дефицитности государственных бюджетов вынуждены постоянно и все более широко привлекать
- 2. Функции и признаки финансов
- 3. Финансовая система рф. Характеристика ее сфер и звеньев
- 4.Социально- экономическая сущность внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды социального назначения
- 5. Вбюджетные формы экономического назначения (Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды ниокр, Фонд инвестирования жилищного строительства)
- 6. Управление финансами. Объекты и субъекты управления.Функциональные элементы управления
- 7. Органы управления финансами, их задачи и функции
- 8. Финансовая политика
- 9. Частные элементы фп (бюджетная, налоговая, таможенная, ценовая, инвестиционная, денежная, социальная)
- 10. Виды и типы фп
- 11. Финансовый контроль. Содержание, сущность и значение фк. Функции, принципы, объекты и субъекты фк.
- 12. Формы финансового контроля (по регламенту, времени, субъектам контроля, объектам контроля, содержанию, методам).
- 13. Методы проведения финансового контроля
- 14. Государственный финансовый контроль: содержание, цели, задачи, принципы.
- 15. Органы государственного финансового контроля. Президентский фк. Счетная палата.
- 16.Органы государственного финансового контроля: правительство рф, министерство финансов, федеральное казначейство.
- 17.Федеральный бюджет рф. Доходы и расходы федер. Бюджета.
- 18. Финансовые ресурсы предприятий. Функции финансов предприятий. Группы финансовых отношений.
- 19. Принципы организации финансов предприятий. Источники формирования финансов.
- 20. Государственный бюджет. Социально-экономическая сущность бюджета.
- 21. Бюджетная система и бюджетное устройство рф.
- 22. Принципы бюджетной системы рф
- 24. Классификация доходов бюджета. Налоговые и неналоговые доходы бюджета.
- 25. Классификация расходов бюджета. Текущие и капитальные расходы
- 26. Бюджетный процесс. Организация бюджетных процедур.
- 27. Источники покрытия дефицита бюджета (федеральный, региональный,местный).
- 28. Государственный долг (внешний, внутренний). Методы погашения государственного долга.
- 29. Государственный кредит. Виды долговых обязательств в рф. Государственные займы.
- 30. Понятие и сущность финансов домашних хозяйств. Функции финансов домашних хозяйств.
- 31. Доходы населения. Классификация доходов. Показатели оценки уровня доходов населения.
- 32. Расходы населения. Классификация расходов населения
- 33. Территориальные финансы. Функции, принципы, структура тф.
- 34.Доходы территориальных финансов. Налоговые и неналоговые доходы
- 35. Государственные финансы. Субъекты г.Ф, структура г.Ф.
- Содержание и структура государственных финансов
- 36. Страхование. Сущность и предпосылки возникновения страхования. Отрасли страхования.
- Предпосылки возникновения страховых отношений
- 38. Деньги. Происхождение, сущность и формы стоимости денег. Теории денег.
- 39. Функции и роль денег в рыночной экономике.
- 40. Виды денег.
- 41. Понятие денежного обращения. Наличное денежное обращение. Понятие денежного обращения
- 42. Безналичное денежное обращение. Расчетные документы безналичного денежного обращения.
- 43. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежная база.
- 44. Понятие денежной системы, её элементы. Денежная система рф.
- 45. Типы денежных систем.
- 46. Методы регулирования денежного обращения в рф
- 47. Эмиссия денег, влияние денежной эмиссии на инфляцию
- 48. Кредит и кредитные отношения. Теория кредита. Элементы кредита.
- 49. Функции и принципы кредита
- 50. Виды кредитов. Товарный вид кредита.
- 52.Кредит как форма движения ссудного капитала. Важнейшие особенности ссудного капитала. Ссудный процент.
- 53. Кредитная система рф. Структура кредитной системы рф в разные периоды. Кредитный рынок.
- 54 Цб рф. Основные операции цб рф.
- 55 Финансовый и фондовый рынки. Рынок ценных бумаг.
- 56 Первичный рынок цб
- 57 Вторичный рцб
- 58 Классификация цб
- 60. Акции и облигации как основные ценные бумаги
- 61.Векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги.
- 62.Участники рынка ценных бумаг. Размещение и обращение ценных бумаг.
- 63. Валютная система рф. Валютное регулирование и контроль.