logo
Finansy_kak_stoimostnaq_kategoriq

26. Бюджетный процесс. Организация бюджетных процедур.

Бюджетный процесс- это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный процесс включает в себястадии:

1) составление проекта бюджета (этому предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ):  

2) рассмотрение (проект бюджета рассматривает представительный орган власти соответствующего субъекта бюджетного права, порядок и сроки рассмотрения проекта бюджета устанавливаются конкретно на каждый финансовый год) и утверждение бюджета (бюджет утверждается после четырех чтений);  

3) исполнение бюджета (совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря, заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов);  

4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Участниками бюджетного процессаявляются:

Президент РФ; органы законодатель ной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которых законодательством РФ, нормативными актами субъектов РФ возложены бюджетные налоговые и иные полномочия. 

 В основе бюджетного процесса лежат присущие бюджетному процессу принципы: единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета; реальность бюджета; гласность и публичность его принятия; ежегодность бюджетного процесса; самостоятельность бюджетного процесса; специализация показателей бюджета. 

Соблюдение вышеуказанных принципов дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для государства.

Деят-ть гос-ва от начала составления госуд.бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около 3 лет, этот срок наз-ся бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии:

Стадия составления, рассмотрения и утверждения бюджета охватывает период с начала составления(за 10 месяцев до начала бюджетного года) до еге утверждения(15 декабря текущего года). Стадия исполнения бюджета длится в течении бюджетного года. Отчетная стадия охватывает период составления прав-вом отчета и рассмотрения его законодательным органом.Прав-во предоставляет отчет в гос.Думу и одновременно в Счетную палату не позднее 1 июня текущего года; Счетная палата проводит проверку отчета и готовит заключение по нему в теч.4,5 месяцев; Гос.Дума рассматривает отчет в срок 1,5 месяца после предоставления Счетной палатой заключения по нему.

Бюджет действует в теч 1 года – с 1 января по 31 декабря.Бюджетный год длится 12 месяцев. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря+льготный месяц.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит.