logo search
ГОСЫ-ОтВЕТы

2. Банк России: структура, цели, функции

Осн.законом, регулир-щим дея-ть ЦБ РФ, яв-ся ФЗ РФ «О ЦБ РФ (Банке Рос-сии)» № 86–ФЗ от 10.07.2002 г. ЦБ РФ – юр.лицо, уставн.кап-л и иное им-во кот-го яв-ся фед.собст-тью, а деят-ть направлена на достиж-е след.целей: защита и обеспеч-е устойч-ти руб.; развитие и укрепле банксисмы РФ; обеспече эффекго и бесперебойного функцион-я плат.сис-мы. Направл-я деят-ти ЦБ можно разделить на основн.и дополнит-ые. Осн.направл-я - это те, без кот. невозм-но выполн-е гл.задачи ЦБ – сохран-е стаб-ти нац.валюты. Дополнит-ые – это те, кот. способст-ют реш-ю дан.задачи. Структура: 1. Совет Директоров – высший орган упр-я, представлен 12 уч-ми, к-е работаю на постоян.основе. Цель: опр-е осн.направл-й д-ти ЦБ, рук-во и упр-я всей сис-ой ЦБ. 2. Территор. подраздел-я – 59 тер-ых банков и 19 нац.банков, РКЦ. Не явл-ся юр.лицами, не имеют право принимать норматив. реш-я, выдавать гарантии и поручи-ва. 3. Полевые учрежд-я – клиентами яв-ся учрежд-я воинской части, поэтому их д-ть зависит от реш-й ЦБ. 4. Учрежд-я инфрастр-ры: вычислит-ые центры, инкассация, хранилища, учеб. Завед-я, службы безоп-ти и др. Задачи ЦБ: 1)обеспече эк.оборота необх-ми ден.ср-ми; 2) поддерж-е стаб-ти нац.ден.ед-цы во внут. и внеш. эк.обороте; 3) помощь Прав-ву в реал-ии эк.программ, 4) быть кред-ром последней инстанции, 5)созд-е усл-й д/эффект.деятти кред.учрежд-й. Фун-ии: 1)ден.-кред. регулир-я (регулир-щая)(единая гос.ден.-кред.пол-ка);монопольное осуществл-е эмиссии нал.денег и организ-я нал.ден.обращ-я; рефинансир-е ком.банков); 2) нормат-го регулир-я (опред-е порядка и правил б.у.и о. д/банк. сис-мы; правил вед-я расчетов в РФ; правил расчетов с м\унар орг-иями, гос-вами, юр. и физ. лицами); 3)Операц-ая (осуществл-е всех видов банк.опер-й и иных сделок; управл-е золотовалют. резер-ми; обслуж-е счетов бюд-тов всех ур-ней БС РФ); 4) Информ.-аналит. (анализа и прогноз сост-я эк-ки страны и регионов; участие в разработке прогноза плат.баланса страны, его составл-е; установка и публикация курсов ин.валют к нац. ден.ед-це); 5) Надзорная и контрольная (надзор за деят-тью банков и банкюгрупп; гос.банков, выдача лицензий на осущ-е банк.опер-й, приостановка действий,отзыв; регистр-я банками эмиссий ц. б.; валют.регулир-е и контроль.)

3. Управление финансовой системой.

ФС–форма орг-ции денеж. отнош-й м/у S-ми воспроизвод-го процесса по распред-ю и перераспр-ю совокуп.обществ-го продукта (ВВП); сов-ть сфер фин.отнош-й, в процессе к-х формир-ся и использ-ся фонды ден. ср-в. В РФ главными властными структурами по управ-ю фин-сами явл-ся  Фед. Собр-е, Президент и Прав-во. Они принимают окончат-ое реш-е при утвержд-ии фед. бюд-та и отчета о его исполн-ии, выпол-ют соответ-щие ф-ции разработки и реализации фин. политики и законодат. обеспеч-е фин-х отнош-й. На общегос-ном ур-не аппарат управл-я фин. системы вкл-ет: профильные комитеты по бюд-ту, налогам, банкам и фин-сам Гос. Думы и Совета Фед-ции; Счет. Палата; МинФин и его органы на местах; ЦБ РФ; Гос. Таможенный Комитет РФ; Фед.служба по фин. рынкам, Фед. служба страх-го надзора. Президент РФ опред-ет цели и задачи фин. политики в ежегодном Бюдж. послании Фед. собранию и соответ-щих указах, подписывает фин. законодат. акты. Счет. палата явл-ся органом гос. фин. контроля, образуемым Фед. Собранием и ему подотчетна. Задачи Счет. палаты: -орг-ция и осущ-е контроля за своеврем-м использ-ем доход-х и расход-х статей гос. бюд-та, бюд-тов фед. внебюдж. фондов по Vу и целевому назнач-ю; -опред-е эффект-ти и целесообразн-ти расходов гос. ср-в и использ-я ср-в фед. собств-ти; -    фин. экспертиза проектов фед. законов, норм. прав. актов фед. органов гос. власти, предусм-щих расходы, покрываемые за счет ср-в фед. бюд-та, или влияющих на формир-е и исполн-е фед. бюд-та, или влияющих на формир-е и исполн-е фед. бюд-та и бюд-тов фед. внебюдж. фондов; -    регулярное предоставл-е Совету Фед-ции и Гос. думе инфор-ции о ходе исполн-я фед. бюд-та и рез-тов проводимых контрольных мероприятий. Гос. дума РФ принимает фед. законы по вопросам фед. бюд-та, фед-х нал. и сб., фин-го, валютного, кредит-го, тамож-ного регулир-я, кот-е подлежат обязат-му рассм-ю Советом фед-ции. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об измен-ии фин. обязат-в гос-ва и др. законопроекты, предусм-щие расх., покрыв-мые за счет фед. бюд-та, м.б. внесены только при наличии заключ-я Прав-ва РФ. Прав-во РФ разраб-ет и реализует фин. политику, и представ-ет Гос. думе фед. бюд-т и обеспеч-ет его исполн-е, а также представ-ет Госдуме отчет об исполн-ии бюд-та, законы по фин-вым и связ-ным с ними вопросам, разраб-ет и выпускает нормат. акты, обеспеч-щие пояснения и реализацию действ-щего закон-ва. Минфин - координирует деят-ть всех спец-х органов управл-я фин-сами, разраб-ет и реализует фин. политику в стране, контрол-ет фин. и бюдж. потоки в эк-ке. Задачи: -  разраб-ка и реализация единой гос. фин. политики, в т.ч. бюдж-ой и налог-ой; -разраб-ка проекта фед. бюд-та, прогноза консолид-го бюд-та РФ и механизма межбюдж-х отнош-й, исполн-е фед. бюд-та и провед-е бюдж. контроля; -управл-е внутр. и внеш. гос. долгом; -контроль за соблюд-ем фин. закон-ва и эффект-м расход-ем гос. ср-в; - управл-е Фондом нац. Благосост-я, Резервным фондом и др. Фед. казнач-во (в составе Минфина) и его терр-ные управл-я осущ-ют обеспеч-ют кассовое исполн-е бюд-тов всех ур-ней и внебюдж. фондов, распред-е налог-х поступл-й и доход-х источ-ков в рамках исполн-я межбюдж. отнош-й, отдельные контрол-ые ф-ции и бюдж. учет в порядке открытия и ведения единых казначейских счетов бюджетополуч-лей.

Билет №33

1. Особенности организации финансов бюджетных учреждений.

Бюдж. учрежд-е – гос-е (муниц-е) учрежд-е, финансовое обеспеч-е выпол-я функций кот-го, в т.ч. по оказанию гос-х (мун-х) услуг физ и юр лицам в соотв-ии с госуд-м (муниц-м) заданием, осущ-ся за счет ср-в соответ-го б-та на основе бюдж. сметы. Бюдж. смета-документ, устанавл-ий в соотв-ии с классиф-ей расх-в бюд-тов лимиты бюдж-х обязательств бюдж-го учрежд-я. Бюдж-е учр-е осущ-т операции с бюдж-и ср-вами ч/з лицевые счета;в соотв-ии с бюдж-й сметой. Бюд-я смета бюд-го учр-я, являющегося ГРБС, утверж-ся рук-лем ГРБС. Утвержденные показ-ли б-й сметы бюд-го учр-я д/соответ-ть доведенным до него лимитам бюд-х обязат-в на принятие и исполн-е бюд-х обязат-в по обеспеч-ю выпол-я ф-ций бюд-го учр-я. В бюд-й смете бюдж-го учр-я допол-но м/утверждаться иные показ-ли, предусм-ные порядком составл-я и ведения б-й сметы б-го учр-я. Показ-ли бюд-й сметы б-го учр-я, рук-ль к-го наделен правом ее утверждения в соотв-ии с порядком утв-я б-й сметы б-го уч-я, м/б детализированы по кодам статей (подстатей) соответ-щих групп (статей) классиф-ии операций сектора гос. управл-я в пределах доведенных лимитов бюдж-х обязат-в.

2. Сущность, функции и роль кредита.

Кредит (К) – это сис-ма экон. отнош-й, возник-ая при передаче им-ва в ден. или натур. формах от одних орг-й или лиц др. на усл-ях послед-го возврата ден.ср-в или оплаты ст-ти им-ва и, как правило, с уплатой % за времен.польз-е им-вом. Объективн.необхть К вытекает из потреб-ти согласов-я интересов хоз.суб-тов – кред-ра и заемщика, связ-ых с высвобожд-ем (извлеч-ем) ден.ср-в из кругооборота кап-ла кредитора, их вовлеч-ем в кругооборот кап-ла заемщика и послед-щим возвратом кред-ру с выплатой %. Сущ-ть К можно охарактер-ть как передачу кред-ром ссужен.ст-ти заемщику д/использ-я на началах возврат-ти и в интересах обществ-х потреб-тей. Сущ-ть раскрыв-ся посред-вом: стр-ры, стадий движ-я, основы. Стр-ра: 1) суб-ты: кред-р и заемщик; 2) об-т – ссуж.ст-ть (отлич-ое св-во – полезн-ть д/пользов-лей К). Основа К – возврат-ть. Фун-ии К: 1.Капиталотвроч-ая – способ-ть К превращать временно высвободившуюся ст-ть в кап-л. 2.Эмисс-ая. (К участ-ет в создании кред.денег => нал.деньги, банкноты, безнал.деньги). 3.Перераспределит-ая фун-я – вторичн.распредел-е ранее высвободившейся ст-ти; проявл-ся, когда свободн.ср-ва пост-ют в те сферы, кот.обесп-ют более высок.норму прибыли или кот. отдается приоритет в программах гос.регул-я эк-ки. 4.Регулир-щая фун-я выраж-ся в коррект-ке деят-ти регулир-го об-та посредством изм-я усл-й кредитов-я. Роль К в развитии эк-ки состоит в: 1)обеспеч-ии непрерыв-ти кругооборота кап-ла, что достиг-ся за счет регуляр.реал-ии готов.тов-ов и предпол-ет активн.коммер.кредит-е, доступ-ть банк.кредитов-я д/предприним-лей, наличие достаточно развитого потребит. К. Явл-ся рез-том распредел-я распределит-ой фун-ии. 2)ускорении концентрации и централ-ии капитала, что яв-ся необх-мым усл-ем экон.роста и стабильн. разв-я, позволяет расширить границы индивид. накопл-я. 3)сокращ-ю издержек обращ-я. Так, коммер-ое кредитов-е позв-ет ускорить процесс реал-ии тов-ов и сократить издержки обращ-я. К позволяет сократить удельн.затраты на хран-е запасов за счет расшир-я товарооб-та и реал-ии тов-ов. Проявл-ся эмисс.фун-я.

3. Государственный внутренний долг.(ГВД) Виды государственных ценных бумаг.

ГВД – вся задолж-ть РФ, выраж-ная в рублях за искл. задолж-ти нижестоящим уровням бюдж. системы, кот-ая м.б. выражена в иностр. валюте. В объем ГВД вкл: 1) номинальная ∑а долга по гос.ц.б., обязат-ва по кот-ой выражены в валюте РФ; 2) V осн-го долга по кредитам получ-ным РФ; 3) V осн-го долга по бюд кредитам; 4) V обяз по гос гарантиям; 5) V иных долг обяз-в РФ, оплата кот-х предусм-на фед законами РФ. Внутр. долг РФ формир-ся за счет: гос-х заимств-й, гос-х гарантий и переоформления в гос. долг задолж-ти третьих лиц на основании принятых ФЗ. Гос внут заимств-ния (ГВЗ) – гос займы, осущ-мые путем выпуска гос. ц.б. от имени РФ и гос кредиты, предостав-ные др. уровнями БС РФ, кредитными орг-ями и м/ународными фин орг-циями, выраженные в валюте РФ. Право осущ-я ГВЗ обладает Прав-во РФ и уполномоч-ый им МинФин. ГВЗ осущ-ся в соответ-ии с программой ГВЗ на соответ-щий год, утвержд-мый внутри закона о бюджете. В ней указыв-ся виды заимств-й, общий V, предел ГВДолга на конец бюд года. Агентом Прав-ва по ГВД и ГВЗ выступают ЦБ РФ, кот-ый выпол-ет эти ф-ции безвозмездно. Цели внутр-х заимств-й 1) финансир-е дефицита бюджета; 2) формир-е дополнит-х фин-х инструментов для влож-я ср-в институциональными инвесторами(ПФР); 3) регулир-е ден массы путем операций на открытом рынке; 4) реализация инвестиц-х проектов. Основным рынком гос.ц.б. явл-ся ММВБ. Гос.ц.б. торгуются крупными партиями и выпуск-ся под огранич. круг инвесторов. При выпуске гос-х ц.б. органы исполнит. власти (Прав-во) утверждают генеральные усл-я эмиссии для ц.б. опред-го вида. Эти усл-я вкл-ют: вид ц.б.; закрплен-ые ею права; порядок размещ-я и обращ-я; способ погаш-я. Все ГВЗ регистрир-ся в Гос долгой книге внутр.долга. В ней отраж-ся: 1. Вид ц.б. 2. Регистрац-ный № выпуска 3. Основание для осущ-я эмиссии 4. Объевленный и размещ-ный V выпуска 5. Номин. стоим-ть одной ц.б. 6. Форма выпуска 7. Дата размещ-я 8. Дата выплаты купон-го дохода 9. Дата выплаты и погаш-я выпуска ц.б. 10. Ставка купон-го дохода 11. Наим-е генерального объекта по обслуж-ю выпуска ц.б. 12. Форма обеспеч-я по ц.б. Субфед-ные займы (займы субъектов) регистрир-ся МинФином и после рег-ции МинФин несет ответств-ть за соответ-е усл-й их выпуска закон-ву РФ и полноту предостав-мой эмитентом инф-ции. Законом «О гос.бюд-те» устанав-ся верхний предел ГВД на конец фин. года и конец каждого план-го периода (на 01.01.2011 – 3,3 трлн.руб.) Виды гос.ц.б.: 1)ГКО – гос. к/ср бескупонные облигации. Выпускались с 93 г. Срок обращ-я – 3, 6 месяцев, явл-сь именными, дисконтными, бездокументарными, реализовались со скидкой к номиналу. 2) ОФЗ – облигации фед займа. Купонные, средне- и д/срочные, именные. Выпускались с 95 г. Срок обращ-я – свыше 1 года. 2.1) ОФЗ – ПК – с 95 г. С переменным купонным доходом. Величина дохода не фиксирована, рассчит-ся на базе доход-ти по ГКО на вторич-х тограх. В 2004 г. – последние выпуски, осн.часть погашена. 2.2) ОФЗ-ПД – с 1996 г. С постоянным купонным доходом. В первом выпуске куп доход – нулевой, реализовались дисконтом. Доход не измен-ся в теч-е всего срока. 2.3) ОФЗ – ФК – с 98 г. с фиксир-ным куп. доходом. Заранее установлен, но разный по периодам. 2.4) ОФЗ-АД – с 2002 г. с амортизацией дохода. Предоставляет право их владельцам на погаш-е номин. стоим-ти частями в опред-ные даты и право на получ-е купон. дохода в виде фиксир-го % на непогашенную часть номин. стоим-ти. 3) ГСО – гос. сберегат-ные облигации. С 2006 г. именные, документарные, с обязат-ным централиз хранением, купонные, средне- и д/срочные. Размещ-ся Сбербанком по поручению МинФина по закрытой подписке. Осн. I-ры: ПИФ, НПФ, стах. компании. 3.1) ГСО – ФПС – с фиксир-ной % ставкой. 3.2) ГСО – ППС – с постоянной % ставкой. На 1.01.11г. гос. внутр. долг составил 3 трлн. руб.:470 млрд. р.–гос. гарантии; 2,5 трлн. р.–гос. ц. б.(ОФЗ,ГСО).

Билет №34

1. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение фед. бюджета

Бюджетный процесс вкл-ет 4 стадии: сост-е, рассмотр-е, утв-ие и исполнение фед.б-та.

1. Сост-е. Сост-е проекта б-та основывается на: 1. бюдж. послании Президента. 2.прогнозе соц.-эк. развития на соотв. тер-рии. 3.осн. направления бюдж. и нал. политики. Проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на 3 года - очередной финансовый год и плановый период. Сост-ние проектов б-тов - исключительная прерогатива Прав-ва РФ, а непосред-венное сост-ие проектов б-тов осущ-ляет Минфин РФ. Внесение МинФином проекта фед. закона о фед. бюд-е осущ-тся не позднее 15 дней до дня внесения проектов указ-ых законов в ГД. Этапы составления фед.б.: 1. разработка прогноза соц.-эконом-ого развития РФ; составление сводного баланса финн-ых ресурсов; опред-ие осн-ых направлений бюдж-ой политики; расчет контрольных цифр проекта фед. б-та на соответствующий период. 2. МинФин анализирует все представленные показатели и разрабатывает контрольные цифры проекта фед. бюд-та РФ. Эти контрольные цифры вместе с показателями социально-экономичского развития передаются МниФином территориальным органам исполн-ой власти д/их детальной проработки и согласования. 3. Правительство готовит проект бюдж-ого послания. После выступления Президента РФ с бюд-ым посланием начинается рассмотрение проекта фед. б-та РФ ГД. 2. Рассм-е и утв-е. Правительство вносит на рассм-ие и утверждение в ГД проект ФЗ о фед. бюд-е на очередной финн-ый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. Проект вносится в ГД одновременно со след-ими докум-ми и материалами: основными направлениями бюдж-ой и нал-ой политики на очередной финн-ый год и плановый период; предварительными итогами соц.-эконом. развития РФ за истекший период тек. фин-ого года и ожидаемыми итогами соц.-эконом. развития РФ за тек. фин-ый год; прогнозом соц.-эконом. развития РФ на очередной фин-й год и плановый период; оценкой ожидаемого исполнения фед. бюдж-а за тек. фин-ый год; прогнозом основных параметров б/с РФ и др. В течение суток со дня внесения проекта ФЗ о фед. бюд-е в ГД Совет ГД направляет его в комитет ГД д/подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям БК. На основании заключения комитета по бюджету ГД. принимает решение о рассмотрении б-та. ГД рассматривает проект ФЗ о фед. бюдж-е в 3х чтениях. ГД рассматривает проект ФЗ о фед. бюдж-е на в 1ом чтении в течение 20 дней со дня его внесения в ГД Правительством РФ. Предмет 1ого чтения: прогнозируемый V доходов с выделением прогнозируемого V нефтегазовых доходов; нормативы распределения доходов м/у бюдж-ами б/с РФ на очеред. финан-ый год и плановый период; общий V расходов в очеред. финан-ом году и плановом периоде; V нефтегазового TR в очередном фин-ом году и плановом периоде; верхний предел гос-ого внутр-его и внешнего долга РФ на конец очеред/ фин-ого года и каждого года планового периода; дефицит (профицит) федерального бюджета. В случае отклонения в 1ом чтении проекта закона о бюджете ГД может: передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик фед. бюд-та, состоящую из представителей ГД, представителей Совета Федерации и представителей Правительства РФ; вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку. ГД рассматривает проект закона о бюджете во 2ом чтении в течение 25 дней со дня его принятия в 1ом чтении. Предмет 2го чтения: перечень гл. адм-ров доходов фед. бюдж-а; перечень гл. админ-ров ИФДБ; бюдж-ые ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классиф-ии расходов; распределение TR; программа гос-ых внутренних и внешних заимствований РФ на очеред. фин-ый год и плановый период; текстовые статьи проекта ФЗ о фед. бюд-те на очеред. фин-ый год и плановый период. ГД направляют поправки по предмету 2го чтения в Комитет по бюджету. В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классиф-ии расходов фед. бюдж-а и направляет указанные таблицы в Правительство РФ. ГД рассматривает в 3ем чтении проект закона о бюджете в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во 2ом чтении. В 3ем чтении утвержд-тся ведомственная структура расходов фед. бюдж-а на тек. год и плановый период. Д/рассмотрения в 3ем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый ГД закон о бюджете в течение 5и дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает ФЗ о фед.бюдж-е на очеред. фин-ый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления ГД. Одобренный Советом Федерации ФЗ о фед. бюджете на очеред. фин-ый год и плановый период в течение 5и дней со дня одобрения направляется Президенту РФ д/подписания и обнародования. 3. Исполнение. - обеспечивается Правительством РФ. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов б/с РФ осущ-ся Фед-ым казначейством. Исполнение бюджетов по доходам: зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в б/с РФ; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюдж-ы б/с РФ. Исполнение бюджета по расходам: принятие бюд-ых обязат-тв; подтверждение ден-ых обяз-ств; санкционирование оплаты ден-ых обязат-тв; подтверждение исполнения ден-ых обяза-ств. Исполнение бюджета по источникам фин-ния дефицита бюджета осуществляется гла. администраторами, администраторами ИФДБ в соответствии со сводной бюджетной росписью (док-т,к-ый сост-ся и ведется фин-ым органом в целях орган-ции исполнения бюджета по расходам и ИФДБ). Б-е ассгнования, ЛБО и пред-ые V фин-ия тек-его фин.года прекращ-т свое действие 31.12.