logo
ГОСЫ-ОтВЕТы

2. Денежные агрегаты, денежная масса и денежная база.

Ден. масса – сов-ть покупат-х, платеж-х и накопл-х ср-в, обслуж-щая экон. связи и принадлеж-ая гражданам, хоз.суб-там и гос-ву. К. Маркс первым сформулировал в кач-ве закона зав-ть ден.массы от ∑ы тов. цен и скорости обращ-я, т.е. предложил формулу ден.обращ-я: КД = (СЦТ – К + П – ВП) / С, где СЦТ - ∑ цен ТиУ; К - ∑ цен ТиУ, проданных в кредит; П - платежи за тов-ы, проданные ранее в кредит; ВП - взаимопогошаемые платежи; С – скорость обращ-я денег. «Уравн-е обмена» можно предст-ть в виде: MV=py, где М — ден.масса; V — скорость обращ-я денег; у — реал.доход; р — ур-нь цен.

«Кембриджск. Уравн-е» записыв-ся след.образом: М = кру, где к — часть номин. дох-а, хранимого хоз.суб-ми в виде денег. Ден.агрегаты – агрегирован. (∑рные) показ-ли V и стр-ры ден.массы. Харак-ся пониж-ем ликвид-ти и включ-ем в последующие предыдущих. М0- вкл-ет абсолютно ликвидн. активы – налич. деньги в обращ-ии (вне банков). Составляет примерно 1/3 от агрегата М1. М1- вкл-ет агрегат М0, ср-ва на счетах до востребования насел-я, п/п-й и орг-й. Составляет примерно 90 % общ. ден.массы. М2- вкл-ет агрегат М1 и сберегат.вклады насел-я, срочн. счета п/п-й и орг-й. М2Х – вкл-ет агрегат М2 и ср-ва на всех видах депозитов в иностр.валюте, в руб.эквиваленте. Ден.база – тот V денег на кот. ЦБ может воздействовать, чтобы регул-ть ден.массу: 1. в узком определ-ии вкл-ет нал.деньги вне Банка России и обязат. резервы ком. банков в Банке России. 2. в широком определ-ии дополнит-но включ-ся остатки на корреспонд.и др.счетах банков в ЦБ РФ. Способы расшир-я ДБ: 1. Приобрет-е г.ц. бумаг 2. Учет ком. векселей 3. По ср-вам предоставл-я займов 4. По ср-вам увелич-я золотого запаса 5. По ср-вам увелич-я резервов иностран.валюты.

3. Государственный внешний долг РФ(ГВД).Структура. Основные кредиторы

Внеш. долг – ∑а всех долговых обязат-в РФ (S-та РФ), выраж-х в иностр. валюте, м\ународных денеж-х ед-цах, кроме гос долга др. уровням БС РФ. Состав ГВД: 1) кредитные соглаш-я и договоры, заключ-ные от имени РФ с кред орган-ями, иностр. гос-вами, м\ународными фин орган-ями и др. S-ми; 2) гос.ц.б. номинир-ные в иностр. валюте; 3) долг.обяз-ва 3-х лиц переоформл-ные в гос долг на основе принятых ФЗ; 4) договоры о предоставлении гос гарантий РФ, договоры поручит-ва РФ по обеспеч-ю исполн-я обязат-в 3-ми лицами; 5) соглаш-я и договоры заключ-ные от имени РФ о пролонгации и реструктуризации обяз-в прошлых лет. При принятии закона «О бюджете» приним-ся программа гос. внеш. заимств-ний, кот-ая представ-ет собой перечень всех внеш-х заимств-ний РФ на очеред. фин. год и план. период по видам заимств-ний с отражением разницы м/у Vом привлеч-я и Vом ср-в, направл-ных на погаш-е осн-го долга по кажд. виду долговых обязат-в. Внеш. ГЗ: связанные (целевые), несвязанные (фин-вые, не целевого назнач-я). Программа ГВЗ – перечень внеш. заимств-ний РФ с разделение на несвяз-ные, целевые иностр. заимств-ния с указ-ем: для несвяз-ных – источ-к привлеч-я, ∑, срок погаш-я, для связ-ных – получатель, цель, направл-е использ-я, источ-к, срок, ∑, наличие гарантий 3-х лиц по возврату ср-в в бюджет, прогнозир-мый V ср-в. В программе д.б. предусм-ны все займы > 10 млн $. Предельный V ГВД опред-ся законом о б-те. Программа гос. внеш. заимств-й должна детализир-ть не менее 85% общего Vа заимств-й. Право на осущ-е внеш. заимств-й РФ имеет Прав-во РФ, а также уполномоч-е им МинФин, а от имени субъекта РФ это право принадл-т высш. исполнит. органу гос. власти субъекта РФ или уполномоч-му фин. органу субъекта РФ. Структура(в зав-ти от заемщика): 1) Долг СССР, принятый на себя РФ; Состоит из долгов Парижскому КК, задолж-ти перед бывшим соц странами и СЭВ, коммерч-ая задолж-ть 2) Новый долг, сформиров-ный после 92 г. Включает еврооблигации, выпущ-ные для реструктуризации задолж-ти перед Лондонский КК и кредиты м\унар. фин орг-ий (МВФ, МБРР). Осн-ные кредиторы:1) Парижский КК – не институциональное объед-ние 19 гос-в - крупнейших мировых кредиторов. РФ входит с 1997 г. Создан в 1956 г. для урегулир-я проблем задолж-ти развивающихся стран по гос кредитам, выдаваемым по гос гарантии. Долг ПКК на конец 91 г. составлял 37,5 млрд $. В 96г – реструктуризация долга СССР. В 2005 – РФ досрочно погасила 15 млрд задолж-ти ПКК, 2006 г. – погашена остальная часть, в 2009 г. – задолж-ть сост 1,4 млрд $ 2)Лондонский КК – м\ународное институциональное объед-ние крупнейших частных I-в (600 комбанков). Задолж-ть РФ – перед 430 банками-кредиторами. Председатель ЛКК – ДойчБанк. Предмет соглаш-я с ЛКК – задолж-ть бывшего СССР по кредитам част-х банков. В 94 г. – договорились что должником будет выступать Внешэкономбанк. В 97 г. – ВЭБ и ЛКК подписали соглаш-е реструктур-ции внеш. задолж-ти согласно кот-му 10 % долга списано, остальная чать разбита на осн-ной долг = 24 млрд $ и % по нему 8 млрд $. На кажд. часть выпущены облигации, эмитентом был ВЭБ но по статусу приравнены к долг.об-вам гос-ва. 1\3 долга была обменены на пакет еврооблигаций со сроками погаш-я 2010 и 2030 г. 3)МВФ – м\унар финн орг-я, учрежд-ная в 44 г. в Бреттон Вудсе. 27 дек. 1945 – образов-ся, 29 стран. Цель – поддерж-е стабильн-ти м\народной валют-й системы и ↓ торговых барьеров м\у странами. Июль 92 г. – РФ стала членом. В 92 г. – Прав-во РФ обратилось за кредитом для созд-я фонда стабилизации. В 95г. – получен кредит для финансир-я бюд-та в рамках помощи системных преобраз-ний. Треб-я – сниж-е темпов инфляции до 2 %. В 2005 г РФ досрочно погасила 3,3 млрд $ 4) МБРР – специальное м\унар фин – кред учрежд-е. Цель – оказ-е помощи странам Зап Европы . РФ – участница с 92 г. Членами МБРР м.б. члены МВФ. За период 92 – 98 гг. заключено соглаш-й на 51 займ на ∑ > 12 млрд $. На сегодня задолж-ть – 4,5 млрд. 5) ЕБРР – создан в 91 г. Цель – становление рыноч. эк-ки, демократия бывшим соц странам. 6)Северный I-й банк. – проекты инвестир-я ср-в в скандинавских странах. 7)коммерч-ая задолж-ть бывшего СССР. – в рез-те неуплаты поставок по контрактам советских внешнеторг-ых орг-ий, заключ-х с иностр-ми фирмами в 92 г. 8)Облигации внутр-го гос. валютного займа - мера по урегулир-ю задолж-ти обанкротившегося ВЭД СССР перед рос кредиторами. Срок обращ-я – 1,3,6,10,15 лет различ. номиналов. Доход-ть – 3 % год-х. На 1.01.11г. внеш. долг сост-л 40 млрд. долл., из них 30 млрд. – еврооблигации, 3 млрд. – задолж-ть м/ународным фин. орг-циям(МБРР), 1,75 млрд. – задолж-ть по облигациям внутр. гос. валютного займа (ОВГВЗ).

Билет №5

1. Управление потоками ден. ср-в п/п.

Осн. цель упр-ия ден. потоками обесп-ие финн. стабильн-и п/п в процессе развития с помощью балансир-я Vв поступл-й и выплат ден. ср-в и их синхронизация во времени. Ден. поток п/п – совокуп-ь распредел-х во времени поступ-й и выплат ден.ср-в, генерируемых его хоз-ной деят-ю. По видам хоз.д-ти ден. потоки делятся: Операц.д-ть – д-ть фирмы, приследующая извлеч-е прибыли в соотв-и с осн-м предметом и целями д-ти. Притоки: поступл-я ден.ср-в от реал-и произ-х т,р,у. Оттоки: постоян.и перемен. издержки фирмы, связ-е с приобр-м сырья, мат-в. Инвестиц-я д-ть – вложения инвест-й и осущ-е практич-х действий в целях получ-я прибыли и достиж-я иного полез-го эф-та. Притоки: аморт-е отчисл-я, поступл-я от продажи активов. Оттоки – расходы на приобр-е осн.фондов. Фин-я д-ть. Хар-ет поступ-я и выплаты ден. ср-в, связ-е с привл-ем допол-го акцион-го или паевого кап-ла, получ-м д/ср и к/ср кредитов и займов, уплатой в ден. форме дивид-в и % по вкладам собств-ков и некот-е др. ден потоки, связ-е с осущ-ем внешнего финан-ния хоз-ой деят-ти п/п. Управ-е ден. потоками п/п яв-ся важн. составной частью общей сист-ы управ-я его фин. деят-тью. Цель упр-я ден. потоками: обесп-е фин равновесия п/п в процессе его развития путем баланс-я Vов поступ-я и расход-я ден. ср-в и их синхронизации во времени. Д/эф-го упр-я ден.потоками необх-о знать: их вел-ну за опр-ый период; осн-е их элем-ы; виды деят-ти, генерир-ие поток ден. ср-в; распред-е общего Vа ден. потоков отд-х видов по отд-ым интервалам рассм-мого периода; ключевые факторы внутр. и внешн. хар-ра, влияю-е на форм-е ден. потоков. Методы расчета ден.потоков – прямой и косвенный. Прям. связан с регистрами бух.учета, удобен д/ расчета показ-ей и контр за поступл-м и расход-ем ден. ср-в. Квартал-я форма отчета «О движ-и ден. ср-в п/п» построена именно на основе прям. метода. При этом превыш-е поступ-й над выплатами по п/п в целом, так и по видам деят-ти, означает приток ден. ср-в, а превыш-е выплат над поступ-ми — их отток. Косв-й предпочт-нее с аналит-й т.зрения, позвол-т опред-ть взаимосвязь получ-й прибыли с изменен-ми ден.ср-в. Расчет ведется от показ-я чист. прибыли с соответ-щими коррек-ками на статьи. Показ-ет, где овеществлена прибыль п/п и куда вложены «живые деньги». Базир-ся на изуч-ии “Отчета о прибылях и убытках” снизу вверх.