logo search
ответы фдок

Доходные и расходные статьи бюджета в рф.

I. Доходы бюджетов

1. налоги на прибыть, НДФЛ,

2. налоги и взносы на соц. нужды,

3. налоги на товары, реализуемые на товары и услуги на РФ,

4. налоги на товары ввозимые,

5. налоги на имущество,

6. налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами - роялти,

7. госпошлина,

8. задолженность и перерасчёты по отменённым налогам,

9. доходы от ВЭД,

10. Доходы от использования госимущества, 11. Платежи при пользовании природными ресурсами;

12. Доходы и расходы от продажи государств. собственности;

13. Административные сборы и платежи

14. Штрафы, санкции, возмещение ущерба

15. Доходы бюджетов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

16. Прочие неналоговые доходы

1. От нерезидентов;

2. От других бюджетов;

3. От государственных организаций;

4. От негосударственных организаций;

5. Прочие.

II. Расходы бюджетов

1. Общегосударственные вопросы (выборы, фундаментальные исследования, резервный фонд);

2. Национальная оборона;

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4. Национальная экономика (общие вопросы, отраслевые расходы,

5. жилищная политика;

6. Охрана окружающей среды;

7. Образование (включая молодёжную политику и исследования в данной области);

8. Культура, кинематография, СМИ;

9. Здравоохранение физкультура и спорт;

10. Социальная политика;

11. Межбюджетные трансферты.

  1. Устройство межбюджетных отношений в РФ. Бюджетный федерализм

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет - это финансовый план страны.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Первые сведения о сметах доходов и расходов государства появились в 1645 году. Составление ежегодных бюджетов по единообразной форме начинается с 1811 года.

В РФ в настоящее время существует трехуровневая структура бюджетной системы:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

  2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

  3. Местные бюджеты, в т.ч.:

    1. Бюджеты муниципальных районов

    2. Бюджеты городских округов

    3. Бюджеты внутригородских муниципальных образования городов федерального значения (Москва и СПб)

    4. Бюджеты городских и сельских поселений

Консолидированные бюджеты не утверждаются, не контролируются, считаются только для анализа

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - это отдельная система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Базовые принципы бюджетного федерализма:

  1. Единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех 3х уровней власти по бюджетным вопросам

  2. Сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объектной основе

  3. Высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность, исходя из налогового потенциала соотв. территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой

  4. Активное участие членов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения

Когда говорят о бюджетном федерализме, в первую очередь, подразумевают распределение и перераспределение доходов и расходов на основе сочетания централизации и децентрализации

Аспекты распределения бюджетных полномочий в бюджетном федерализме:

  1. разграничение доходных налоговых полномочий

  2. разграничение расходных полномочий

  3. выравнивание бюджетов

Т.к. доходы практически никогда не равны расходам, существуют такие понятия как вертикальный дисбаланс (вертикальный финансовый разрыв) и горизонтальный финансовый дисбаланс. Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объём поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций

Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней. Вертикальное выравнивание происходит за счёт дотация, субвенций, субсидий и бюджетных кредитов, а также собственного и регулирующих доходов или налогов. Собств. доходы - это доходы и налоги, закреплённые за соотв. уровнем бюджета полностью или частично (к примеру НДС идёт в федеральный бюджет). Регулирующие доходы – доходы или налоги, по которым норматив зачисления в соотв. бюджет устанавливается вышестоящими органами власти ежегодно (к примеру, налог на прибыль – между 3мя уровнями распределяется)

МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Децентрализованная и кооперативная

Модели бюджетного федерализма:

- децентрализованная;

- централизованная.

Децентрализованная система, как и право, делится на континентальную и Англо-Американскую.

Децентрализованная характеризуется:

Кооперативная модель. Россия относится к этой модели. Признаки:

Между бюджетами субъектов и местными субъектами складываются такие же отношения, как между центром и регионами.