Доходные и расходные статьи бюджета в рф.
I. Доходы бюджетов
налоговые и неналоговые
1. налоги на прибыть, НДФЛ,
2. налоги и взносы на соц. нужды,
3. налоги на товары, реализуемые на товары и услуги на РФ,
4. налоги на товары ввозимые,
5. налоги на имущество,
6. налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами - роялти,
7. госпошлина,
8. задолженность и перерасчёты по отменённым налогам,
9. доходы от ВЭД,
10. Доходы от использования госимущества, 11. Платежи при пользовании природными ресурсами;
12. Доходы и расходы от продажи государств. собственности;
13. Административные сборы и платежи
14. Штрафы, санкции, возмещение ущерба
15. Доходы бюджетов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
16. Прочие неналоговые доходы
безвозмездные поступления
1. От нерезидентов;
2. От других бюджетов;
3. От государственных организаций;
4. От негосударственных организаций;
5. Прочие.
II. Расходы бюджетов
1. Общегосударственные вопросы (выборы, фундаментальные исследования, резервный фонд);
2. Национальная оборона;
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4. Национальная экономика (общие вопросы, отраслевые расходы,
5. жилищная политика;
6. Охрана окружающей среды;
7. Образование (включая молодёжную политику и исследования в данной области);
8. Культура, кинематография, СМИ;
9. Здравоохранение физкультура и спорт;
10. Социальная политика;
11. Межбюджетные трансферты.
Устройство межбюджетных отношений в РФ. Бюджетный федерализм
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет - это финансовый план страны.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Первые сведения о сметах доходов и расходов государства появились в 1645 году. Составление ежегодных бюджетов по единообразной форме начинается с 1811 года.
В РФ в настоящее время существует трехуровневая структура бюджетной системы:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
Местные бюджеты, в т.ч.:
Бюджеты муниципальных районов
Бюджеты городских округов
Бюджеты внутригородских муниципальных образования городов федерального значения (Москва и СПб)
Бюджеты городских и сельских поселений
Консолидированные бюджеты не утверждаются, не контролируются, считаются только для анализа
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - это отдельная система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.
Базовые принципы бюджетного федерализма:
Единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех 3х уровней власти по бюджетным вопросам
Сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объектной основе
Высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность, исходя из налогового потенциала соотв. территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой
Активное участие членов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения
Когда говорят о бюджетном федерализме, в первую очередь, подразумевают распределение и перераспределение доходов и расходов на основе сочетания централизации и децентрализации
Аспекты распределения бюджетных полномочий в бюджетном федерализме:
разграничение доходных налоговых полномочий
разграничение расходных полномочий
выравнивание бюджетов
Т.к. доходы практически никогда не равны расходам, существуют такие понятия как вертикальный дисбаланс (вертикальный финансовый разрыв) и горизонтальный финансовый дисбаланс. Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объём поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций
Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней. Вертикальное выравнивание происходит за счёт дотация, субвенций, субсидий и бюджетных кредитов, а также собственного и регулирующих доходов или налогов. Собств. доходы - это доходы и налоги, закреплённые за соотв. уровнем бюджета полностью или частично (к примеру НДС идёт в федеральный бюджет). Регулирующие доходы – доходы или налоги, по которым норматив зачисления в соотв. бюджет устанавливается вышестоящими органами власти ежегодно (к примеру, налог на прибыль – между 3мя уровнями распределяется)
МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Децентрализованная и кооперативная
Модели бюджетного федерализма:
- децентрализованная;
- централизованная.
Децентрализованная система, как и право, делится на континентальную и Англо-Американскую.
Децентрализованная характеризуется:
высокой степенью самостоятельности региональных властей;
независимость и самостоятельность обеспечивает право регионов устанавливать собственные налоги;
разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы [как правило источниками центрального бюджета являются подоходные налоги с физических или юридических лиц и таможенные платежи, а налоговыми источниками региональных являются налоги на товары, услуги, имущество, землю];
центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность регионов и практически не производит горизонтального выравнивания (доходов и расходов разноуровневых);
Система бюджетного выравнивания развита слабо. Центр не отвечает по долгам регионов и за дефицит их бюджетов.
Кооперативная модель. Россия относится к этой модели. Признаки:
широкое участие региональных властей в перераспределении национального дохода;
наличие собственных и регулирующих налогов и доходов на каждом уровне бюджетной системы;
корректировка местных ставок федеральным и территориальным налогом;
повышение ответственности центра за состояние региональных финансов;
ограничение территориальных органов власти в вопросах внешних заимствований;
наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы;
Между бюджетами субъектов и местными субъектами складываются такие же отношения, как между центром и регионами.
- Вопросы первого семестра
- Звенья финансово-кредитной системы рф.
- Сущность финансов и функции финансов.
- Субъекты управления финансами и кредитом в рф.
- Виды долговых обязательств в рф.
- Организация вексельного обращения в рф: понятие векселя, виды векселей, механизм вексельного обращения.
- Форфейтинг: понятие, участники, механизм.
- Методы управления активами банков.
- Сущность кредита и функции кредита.
- Формы кредита.
- Факторинг: понятие, участники, виды, механизм.
- Организация и участники доверительных (трастовых) операций в России.
- Функции и операции коммерческих банков.
- Инструменты цбр, применяемые при кредитно-денежном регулировании: денежные агрегаты, учетная ставка, ставка рефинансирования.
- Структура кредитной системы рф.
- Разновидности банковской формы кредита.
- Основные функции Банка России
- Классификация депозитов в Швейцарии и в рф.
- Структура управления Банка России.
- Этапы бюджетного процесса в рф.
- Устройство бюджетной системы рф.
- Бюджетная классификация: понятие, состав.
- Доходные и расходные статьи бюджета в рф.
- Типы денежных систем.
- Источники финансирования дефицита бюджета.
- Отличие бумажных и кредитных денег.
- Эволюция форм стоимости. Теории происхождения денег.
- Функции денег, виды денег.
- Инфляция: типы и виды.
- Закон денежного обращения.
- Вопросы второго семестра
- Финансовый цикл: понятие, расчет, управление.
- Оценка эффективности использования оборотных средств и дебиторской задолженности.
- Состав оборотных средств.
- Методы управления дебиторской задолженностью.
- 2. Определение построчной и просроченной задолженности.
- 3. Оборачиваемость дебиторской задолженности оценивается по тем же показателям, что и оборотные средства.
- 4. Определяется политика управления дебиторской задолженностью:
- 5. Анализ покупателей и расширение круга покупателей.
- Модели оптимизации денежных активов предприятия.
- Сущность и расчет финансового рычага.
- Фонды денежных средств предприятий.
- Нормирование оборотных средств. Нормирование сырья и материалов
- Сущность финансов и функции финансов предприятий.
- Чистые активы: их сущность, способ расчета.
- Суть и значение операционного рычага.
- Признаки деления и классификация затрат на производство.
- Состав и понятие внеоборотных активов.
- Основные фонды: состав, способы оценки, виды износа.
- Способы начисления амортизации основных фондов: линейное начисление амортизации.
- Способы начисления амортизации основных фондов: начисление амортизации ускоренным методом.
- Формула Дюпона.
- Применение уравнения Дюпона
- Z-счет Альтмана.
- Организация инкассовой формы расчетов в рф.
- Сущность и виды безналичных расчетов в рф, перечень платежных документов.
- Организация аккредитивной формы расчетов. Ее преимущества и недостатки.
- Рентабельность: сущность, способы начисления – рентабельность продаж, рентабельность продукции.
- Управление денежными потоками: виды деятельности организации, отличия прямого и косвенного методов планирования денежных потоков.
- Основная деятельность
- Определение финансовой устойчивости организаций.
- Виды прибыли организации.
- Классификация доходов и расходов организации.
- Рентабельность: сущность, способы начисления – рентабельность активов, рентабельность собственного капитала.