logo search
shpor_y_po_finansam

27. Формы и методы привлечения заемных средств.

Заёмный капитал – денежные средства, привлекаемые для финансирования предприятия на возвратной и платной основе. Все заемные средства характериз-ся общими чертами:

• Возвратность ресурсов • Платность • Регламентирование условий привлечения средств (сроки возврата, материальное обеспечение, форма предоставления, объем и т.д.)

В зависимости от времени использования банковские кредиты делят на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные – на срок до 1 года включительно. Их выдают как правило на покрытие текущих потребностей предприятия (формир-е производственных запасов, сезонные нужды и т.д.). Долгосрочные кредиты – на срок более 1 года. В основном на финансир-е инвестиционных проектов и расширение хоз. деят-ти предприятия.

Коммерческий кредит предоставляется в форме отсрочки оплаты за отгруженные материальные ценности на определённое время. В отличие от банковского кредита заёмщиком выступает производитель товара, а его получателем – его покупатели. Оплата за данный кредит, как правило, включается в цену отгруженной продукции и увеличивает его стоимость.

Лизинг – особый метод кредитования предприятия посредством предоставления ему за определённую плату в аренду основные фонды.

В зависимости от условий возмещения лизингополучателем затрат и перехода прав собственности на объект выделяют:

• Финансовый • Оперативный лизинг

Оперативный лизинг предоставляется на короткий период времени, меньший, чем физическое потребление отданного в аренду объекта. Как правли, все затраты, связанные с эксплуатацией предоставленных основных фондов принимает на себя тот субъект, который предоставляет лизинговую услугу. Стоимость этих расходов включается в размер цены, которую обязан платить пользователь лизинговых услуг. По истечении договора объект возвращается лизингодателю. Финансовый лизинг базируется на долговременном договоре, действующем почти до полного потребления объекта. Особенность состоит в том, что лизингополучатель получает право приобретения данного объекта. Таким моментом, как правило, становится срок, в течение которого произведена оплата последней части установленного платежа лизингодателю за соответствующие ценности. Преимущества лизинга:

• Не требуется залога в отличие от банк.кредита • Пакет документов для оформления лизинга значительно меньше, чем для оформления налогового кредита.

Минус для фирм, работающих на рынке менее года: они обязаны внести авансовый платеж в размере не менее 40% от стоимости объекта лизинга.

Есть ещё особые формы привлечения заёмных средств – это факторинг и форфейтинг.

Главной целью использования факторинга является обеспечение непрерывности денежных потоков, что достигается посредством перенесения задолженности покупателя нафактора, который перечисляет предприятию определённую сумму денежных средств.

Суть факторинга закл. в том, что производитель продает свою зад-ть соотв. фирме, которая обязана взыскать эти обязательства. Не дожидаясь их погашения фактор перечисляет факторанту, установленную договором сумму (обычно это 75-90%), стоимости приобретенных долгов. Факторан – производитель товаров или их продавец. Фактор – фирма или коммерческий банк, кот.приобретают задолженности за реализованную продукцию и перечисляют договоренную сумму факторанту. Должник – покупатель продукции, который ее еще не оплатил. Виды: полный и частичный.

Полный – риск непогашения задолженности принимает на себя фактор. Частичный – фактор приобретает задолженность на установленных условиях. В случае неплатежеспособности покупателя он может перенести непогашенные обязательства обратно на факторанта. Разновидностью факторинга является форфейтинг, который используется в международных расчётах. А также во внутреннем обороте при значительных объёмах трансакций с повышенной степенью риска.

Секьюритизация заключается в привлечении финансовых средств на стратегические цели посредством реализации ценных бумаг, погашение которых обеспечивают финансовые активы.

Франчайзинг выступает особым видом сотрудничества, основанным на предоставлении платных услуг крупными фирмами другим предприятиям. Франчайзинговые услуги осуществляются в виде продажи новых технологий, фирменных знаков и т.д.