Целевые бюджетные фонды
Целевым бюджетным фондом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, называют фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.
Целевые бюджетные фонды создаются при формировании федерального бюджета на предстоящий финансовый год, действуют в течение года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.
В 2001 году большинство целевых бюджетных фондов было упразднено, а их расходы были переданы в федеральный бюджет и осуществляются теперь на общих основаниях. Упразднение всех целевых бюджетных фондов за исключением Фонда Министерства РФ было связано с тем, что казначейский контроль их средств был затруднен, а расходы зачастую неэффективны.
Контрольные вопросы
1. Каковы причины создания внебюджетных фондов?
2. Каковы цели и задачи обязательного медицинского страхования в РФ?
3. Каковы главные задачи пенсионного фонда РФ?
4. Каковы функции федерального фонда обязательного медицинского страхования?
5. Каковы функции территориальных фондов обязательного медицинского страхования?
6. Каковы источники поступления и направления расходования средств Пенсионного фонда?
7. Каковы источники поступления и направления расходования средств фонда социального страхования?
8. Каковы источники поступления и направления расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования?
Тема 5. Государственный кредит
Государственный кредит: социально-экономическая сущность. Функции государственного кредита. Отличие государственного кредита от финансов. Государственный долг. Классификация государственных обязательств. Управление государственным долгом.
Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит».
Соответственно государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.
Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства при этом попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных средств, т. е, по сути, за счет всех налогоплательщиков.
Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах - срочности, возвратности, платности, целевого назначения.
Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется в формировании основных общеэкономических пропорций и осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.
Контрольная функция вытекает из самой природы кредита и действие ее очевидно.
Обобщим, государственный кредит - это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита, но от финансов отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:
- в отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств осуществляется на возвратной и, нередко, платной основе;
- движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;
- государственный кредит имеет, как правило, добровольный характер;
- существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком;
- кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
- государственный кредит имеет характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически вес участники экономической системы.
Как способ финансирования государственных расходов государственный кредит обладает определенными преимуществами:
- он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета;
- позволяет осуществлять финансирование расходов, не прибегая к денежной эмиссии.
Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ.
В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.
В зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ, оплачиваться они также должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федерации и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования - 10 лет.
Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг - облигации.
Облигация (от лат. obligatio - обязательство) - это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.
Облигационные займы классифицируются:
- по виду эмиссии - на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя);
- по виду выплат дохода - на процентные и беспроцентные облигации. При этом доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определенного товара или услуги;
- по характеру обращения - на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются только среди населения и перепродаже не подлежат);
- по характеру держателей ценных бумаг - на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т. е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
- по срокам погашения - на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет); существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определен, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;
- по методам размещения - на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;
- по материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записей на счетах);
- в зависимости от эмитента - облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти.
Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение - финансирование строительства муниципальных больниц, школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, для строительства которых они эмитировались, - эстакад, мостов, жилых домов и т. п. Для инвесторов это более привлекательный финансовый инструмент.
Казначейский вексель - основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия и погашение осуществляются центральным банком по поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.
Казначейские ноты - среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.
Особое место в системе государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства.
Государственные ценные бумаги выполняют фискальную и экономическую функции. Фискальная функция заключается в мобилизации временно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения и т. п.) и сосредоточении их в руках государства. Фискальная функция обусловливает экономическую — привлеченные государством ресурсы позволяют ему решать текущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т. п.).
От имени государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета; в России - это Министерство финансов. Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления.
- Тема 1. Финансы и финансовая система Происхождение термина финансы. Понятие финансов. Финансовые ресурсы. Функции финансов. Финансовый механизм. Финансовая система. Сферы и звенья финансовой системы
- Финансовые ресурсы
- Функции финансов
- Финансовая система
- Финансовый механизм
- Функции денег
- Теории денег
- 1. Трансакционная теория.
- 2. Теория денежных остатков.
- 3. Теория дохода.
- Денежная эмиссия и закон денежного обращения
- Модели бюджетного федерализма
- Бюджетная система
- Доходы бюджетов
- Расходы бюджетов
- Сбалансированность бюджетов
- Бюджетный процесс
- Территориальные и местные финансы
- Тема 4. Внебюджетные фонды Понятие государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования.
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования
- Фонд обязательного медицинского страхования
- Целевые бюджетные фонды
- Управление государственным кредитом
- Финансовое планирование на уровне государства
- Финансовый контроль
- Методы финансового контроля
- Финансовые отношения предприятий
- Денежные фонды и резервы предприятий
- Финансовые ресурсы предприятий
- Принципы организации финансов предприятий
- Управление структурой капитала
- Управление долгосрочным финансированием предприятий
- Управление краткосрочным финансированием
- Тема 9. Финансовое планирование на предприятии Роль и задачи финансового планирования на предприятиях. Цели планирования. Принципы финансового планирования. Методы финансового планирования.
- Организация и методы планирования
- Принципы финансового планирования
- Методы финансового планирования
- Годовое финансовое планирование
- Оперативные финансовые планы
- Тема 10. Финансовый рынок Финансовые рынки и финансовые институты. Основные сегменты финансового рынка. Валютный рынок. Рынок золота. Рынок капитала. Денежный рынок. Спотовый и срочный рынок.
- Финансовые рынки и их виды
- Деятельность центрального банка
- Система рефинансирования банковского сектора
- Формы рефинансирования.
- Второй уровень банковской системы
- Формы предоставления кредита заемщику
- Процесс кредитования банком клиента
- Тема 13. Формы и порядок проведения расчетов Принципы осуществления безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями. Расчеты по инкассо. Расчеты по аккредитиву. Расчеты чеками.
- Принципы организации безналичных расчетов
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Расчеты чеками
- Расчеты по инкассо
- Классификация видов страхования
- Тарифная политика
- Структура страхового тарифа
- Страховые резервы страховой организации
- Тестовые задания для самоконтроля Тема 1. «Финансы и финансовая система»
- Тема 2. Деньги и денежное обращение
- Тема 3. Государственные финансы
- Тема 4. Внебюджетные фонды
- Тема 5. Государственный кредит
- Тема 6. Финансовое планирование и контроль
- Тема 7. Финансы предприятий
- Тема 8. Управление финансами предприятий. Финансовый менеджмент
- Тема 9. Финансовое планирование на предприятии
- Тема 10. Финансовый рынок
- Тема 12. Финансово-кредитная деятельность
- Тема 13. Формы и порядок проведения расчетов
- Тема 14. Страхование
- Тема 15. Международные финансы
- Литература
- Приложения
- Глава 5. Принципы бюджетной системы российской федерации
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 10) Социальная политика:
- 11) Межбюджетные трансферты:
- Расчет базовых тарифных ставок