Глава 12. Внебюджетные специальные фонды 468
12. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 468
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. 468
Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует « фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. 468
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. 468
В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах— нехватка средств, в других — избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. 468
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. 469
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ: 469
у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики; 469
строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требуют особого внимания со стороны государства; 469
возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях — наличии активного сальдо. 469
• Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь — это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой — формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, созданные во многих странах фонды социального страхования предназначены для социальной поддержки определенных групп населения. 469
Создание других фондов обусловлено возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда. Так, в ряде государств появились внебюджетные экономические фонды. 469
Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. 469
• Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. 469
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. 469
• Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. 469
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Так, дорожный фонд США, созданный за счет специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы федеральному бюджету. 469
При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. 469
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т. е. деньги движутся в разных направлениях между ними. 470
12. 2. Внебюджетные фонды Российской Федерации 470
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г. ). Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. 470
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов). 470
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. 470
К доходам внебюджетных фондов относятся: 470
специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; 470
отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; 470
средства бюджета; 470
прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; 470
займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков. 470
В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе 470
социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.; 470
экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др. 470
По Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г. ) преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, должны объединиться с федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно). В федеральный бюджет на 1996 г. включаются средства следующих внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью и др. Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов. 470
Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации рекомендовано также консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных органов. 470
Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несут. 470
Рассмотрим подробнее отдельные фонды. 470
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. 470
Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние — возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. 471
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков. 471
• Страховые взносы — преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются: 471
работодатели — российские и иностранные юридические лица; 471
крестьянские (фермерские) хозяйства; 471
общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; 471
предприниматели без образования юридического лица; 471
граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы); 471
работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; 471
религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. 471
Не являются плательщиками страховых взносов: 471
воинские формирования РФ — по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции; 471
общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления уставных целей. 471
Все плательщики (за исключением работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в ПФР. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что они являются плательщиками внебюджетного фонда. 471
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, — доход. 471
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т. п. ) независимо от источников финансирования. 471
Правительство РФ Постановлением от 19 февраля 1996 г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, а именно: 471
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации; 471
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации; 471
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью; 471
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников; 471
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви других средств индивидуальной защиты; 471
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; 472
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд. ), получаемые от участия работников в управлении собственностью; 472
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др. 472
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков. В 1996 г. они действуют в размере: 472
28% — для работодателей (предприятий, учреждений, организаций); 472
20, 6% — для колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции; 472
26% — для предприятий, учреждений, организаций, выплачивающих авторские гонорары; 472
5% — для крестьянских (фермерских) хозяйств, общин народов Севера: 472
5% — для предпринимателей, занимающихся частной практикой; 472
28% — для граждан, использующих труд наемных работников. 472
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФР в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц. 472
Срок оплаты страховых взносов для работодателей — один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства — один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 -го числа следующего месяца. 472
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке. 472
Страховые взносы работодателей в ПФР относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг). 472
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФР (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. 472
Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1, 5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии. 472
Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств. 472
Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями). 472
Бюджет ПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов — по направлениям. 473
• Бюджет Пенсионного фонда России (в трлн, руб. ) 473
На 1996 г. бюджет ПФР утвержден в сумме 163, 1 трлн. руб. 473
Большое количество плательщиков задолжали ПФР. Общая сумма задолженности на конец декабря 1995 г. составила 19, 5 тлрн. руб., что равно 25% всего бюджета. 473
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. 473
Основные задачи Фонда: 473
обеспечение гарантированных государством пособий; 473
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; 473
подготовка мер по совершенствованию социального страхования. 473
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение — оздоровление трудящихся и членов их семей. 473
Фонд социального страхования образуется за счет: 473
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; 473
доходов от инвестирования части временно свободных у него средств; 473
добровольных взносов граждан и юридических лиц; 473
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. 473
Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен на 1996 г. в размере 5, 4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят. 473
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение и физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию. 473
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. 473
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях — аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях — координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ. 473
Бюджет Фонда социального страхования РФ на 1996 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в размере 25, 7 трлн. руб. 473
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 апреля 1991). Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан — безработных. 474
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства. 474
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1, 5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей. 474
ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. 474
Средства ГФЗН направляются на: 474
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места; 474
программы материальной поддержки безработных — пособия, материальная помощь, досрочная пенсия; 474
информационную поддержку программ занятости; 474
страховой резерв; 474
содержание служащих Фонда. 474
Управление ГФЗН РФ осуществляется Государственным комитетом РФ по занятости, а также центрами при представительных органах власти. Непосредственное руководство Фондом возложено на Правление Фонда. 474
Общий размер этого фонда на 1996 г. запланирован в 7 трлн. руб. 474
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991 г). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. 474
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных. 474
Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. 475
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. 475
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для: 475
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; 475
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; 475
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования. 475
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: 475
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом; 475
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; 475
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; 475
добровольных взносов юридических и физических лиц; 475
доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда; 475
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений. 475
• Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет: 475
финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда; 475
финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; 475
выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования; 475
предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств; 475
накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования; 475
контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан. 475
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет: 475
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование; 475
2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов; 476
3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований; 476
4) добровольных взносов юридических и физических лиц; 476
5) других поступлений, не запрещенных законодательством. 476
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям. 476
• Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3, 6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0, 2% направляются в Федеральный фонд, а 3, 4% — в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты. 476
Плательщик исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). 476
Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации не позднее 25-го числа текущего месяца. 476
Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования, который в 1996 г. определен в сумме 17, 1 трлн. руб. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции. 476
Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы. 476
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ. 476
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам. 476
Финансовые санкции при нарушениях плательщиком порядка отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС, ГФЗН: 477
Недоимкой считаются не внесенная сумма страховых взносов по истечении установленных сроков, а также суммы задолженности, выявленные при проверке. Недоимки и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке. При этом срок исковой давности по взысканию недоимок и финансовых санкций с физических лиц установлен три года, с юридических лиц — шесть лет. 477
К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИ ОКР). Порядок их образования и использования утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. 477
Средства фондов формируются за счет ежеквартальных отчислений предприятий и организаций в размере 1, 5% от себестоимости реализуемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Они направляются на проведение НИОКР. Для осуществления операций, связанных с поступлением и расходованием средств внебюджетных фондов, получателям (министерствам, иным федеральным органам власти, организациям, корпорациям, ассоциациям) открываются в банках депозитные счета. 477
Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные экономические фонды. На основе Указа Президента РФ "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства" (24 декабря 1993 г. ) создаются внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок формирования и использования региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства. Решение об образовании таких фондов принимается представительными органами власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления. 477
Основные задачи, стоящие перед этими фондами: 477
создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; 477
эффективное использование средств на формирование рынка жилья; 477
содействие развитию производственной базы домостроения. 477
Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, целевых кредитов под гарантию органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги. Из этих фондов финансируется строительство и ремонт ЖКХ, строительство объектов социальной инфраструктуры, приобретение ценных бумаг, социальная поддержка малоимущих групп населения для оплаты строительства и содержания: жилья. 478
В управление фондами входят представители органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, физические лица. 478
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег 349
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система 359
- 1. Ухудшается экономическое положение: 368
- Глава 3. Финансы и финансовая система 370
- 1) Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 373
- 2) Доходы предприятий сферы материального производства. 373
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика 379
- 1) Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 382
- 2) Создание адекватного финансового механизма; 382
- 3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. 382
- Глава 5. Финансы и контроль 389
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий 399
- Глава 7. Бюджет государства 411
- 1) Удержать экономику от спада производства; 413
- Глава 8. Государственный кредит 426
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система 439
- Глава 10. Бюджетный процесс 443
- 1) Метод экономического анализа — определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения; 446
- 2) Нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода; 446
- 3) Экстраполяционный метод — определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год. 446
- Глава 11. Территориальные финансы 451
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды 468
- Глава 13. Социальное обеспечение 478
- Глава 14. Страхование 492
- Глава 15. Кредит и его функции 506
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции 517
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции 525
- Глава 18. Безналичные расчеты 536
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа 545
- 2) Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной ответственности. 546
- 3) В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово-убыточные предприятия. 546
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей 553
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег
- 1. 1. Деньги: их необходимость и происхождение
- 1. 2. Функции денег
- 1. 3. Виды денег
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система
- 2. 1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение
- 2. 2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег
- 2. 3. Денежная система и ее элементы
- 2.4. Денежная система рф
- 2. 5. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России
- 1. Ухудшается экономическое положение:
- Глава 3. Финансы и финансовая система
- 3. 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- 3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
- 3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных реформ
- 3. 4. Финансовая система и характеристика ее звеньев
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика
- 4. 1. Управление финансами
- 4. 2. Финансовая политика
- 4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
- Глава 5. Финансы и контроль
- 5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике
- 5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 5. 3. Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 5. 4. Негосударственный финансовый контроль
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий
- 6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий1
- 6. 2. Принципы организации финансов предприятий
- 6. 3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий
- 6. 4. Выручка от реализации продукции
- 6. 5. Производственные фонды
- 6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия
- Глава 7. Бюджет государства
- 7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета
- 7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета
- 7. 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- Глава 8. Государственный кредит
- 8. 1. Сущность и функции государственного кредита
- 8. 2. Классификация государственных займов
- 8. 3. Управление государственным кредитом
- 8. 4. Российская Федерация как заемщик
- 8. 5. Российская Федерация как гарант
- 8. 6. Российская Федерация как кредитор
- 8. 7. Займы территорий
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система
- Глава 10. Бюджетный процесс
- 10. 1. Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса
- 10. 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
- Глава 11. Территориальные финансы
- 11. 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований
- 11. 2. Состав территориальных финансовых ресурсов
- 11. 3. Законодательная основа территориальных финансов
- 11. 4. Территориальные бюджеты — главная финансовая база территориальных органов власти
- 11. 5. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий
- 11. 6. Муниципальные внебюджетные фонды
- 11. 7. Территориальное сводное финансовое планирование
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды
- 12. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
- 12. 2. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- Глава 13. Социальное обеспечение
- 13. 1. Экономические основы и принципы социального обеспечения
- 13. 2. Государственные пенсии
- 13. 3. Социальные пособия
- Глава 14. Страхование
- 14. 1. Участники страховых отношений и их интересы
- 14. 2. Классификация и виды страхования
- 14. 3. Организация страхования в Российской Федерации
- 14. 4. Финансовые аспекты страховой деятельности
- 14. 5. Инвестиционная политика страховщика
- 14. 6. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика
- 14. 7. Перестрахование
- 14. 8. Некоммерческие организации в сфере страхования
- Глава 15. Кредит и его функции
- 15. 1. Кредит как форма движения ссудного капитала
- 15. 2. Основные этапы развития кредитных отношений
- 15. 3. Основные принципы кредита
- 15. 4. Базовые функции кредита
- 15. 5. Основные формы кредита и его классификация
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции
- 16. 1. Функции и операции центральных банков
- 16. 2. Центральный Банк России и его операции
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции
- 17. 1. Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения
- 17. 2. Пассивные операции коммерческих банков
- 17. 3. Активные операции коммерческих банков
- 17. 4. Комиссионные и трастовые операции банков. Корреспондентские отношения между банками
- Глава 18. Безналичные расчеты
- 18. 1. Основы организации безналичных расчетов
- 18. 2. Формы безналичных расчетов
- 18. 3. Расчеты пластиковыми карточками
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа
- 19. 1. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- 19. 2. Развитие рынка ценных бумаг в 1993 - 1996 гг.
- 19. 3. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг
- 19. 4 Совершенствование рынка ценных бумаг в рф
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей
- 20. 1. Мировая валютная система и ее модификация
- 20. 2. Валютная система Российской Федерации
- 20. 3. Платежный баланс России
- 20. 4. Проблемы внешней задолженности России
- Словарь терминов