logo search
finansy

28. Виды инфляции, их характеристика.

1. В зависимости от преобладающих факторов той или иной группы:

- Инфляция спроса – инфляция, вызванная увеличением спроса на продукцию (когда за определенный вид товара покупатели готовы платить больше)

- Инфляция издержек – выражается в росте цен вследствие роста издержек производства

2. В зависимости от темпов роста цен на рынке:

- Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах. Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условиями спроса и предложения. – Галопирующая/Самотирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

- Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 1000%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

3. По формам проявления:

- Открытая — взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Характерна для рыночной экономики.

- Подавленная (скрытая) — рост цен на товары и услуг может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в дефиците предложения. Присуща экономике с командно-административным контролем над ценами и доходом..

4. По степени сбалансированности роста цен:

- Сбалансированная — цены разных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными.

- Несбалансированная — цены постоянно изменяются в различных пропорциях.

5. С точки зрения предсказуемости:

- Ожидаемая – можно прогнозировать с достаточной степенью надежности

- Неожидаемая – внезапный скачок цен, что негативно сказывается

6. В зависимости от сферы распространения:

- Локальная – имеет место в отдельных странах

- Мировая – охватывает все страны