logo search
ГОСЫ-ОтВЕТы

2. Сущность и виды банковского кредита. Организация процесса кредитования.

Банк.кредитов-е – это сов-ть отнош-й м/у банком и заемщиком по поводу предоставл-я опред. ∑ы денег д/целевого (как правило) использ-я, их своеврем-го возврата, получ-я от заемщика платы за польз-е предоставл-ми в его распоряжение ср-ми. Предоставл-е (размещение) банком ден.ср-в клиентам банка осуще-ся след.способами: 1) разовым зачисл-ем ден.ср-в на банк.счета либо выдачей налич.денег заемщику – физ.лицу; 2) открытием кред.линии, т.е. заключ-ем договора, на основании кот.клиент - заемщик приобр-ет право на получ-е и использ-е в теч-е обусловл-го срока ден.ср-в, при соблюдении 1го из след. усл-й: а) общ. ∑ предоставл-ых клиенту - заемщику ден.ср-в не превышает max размера (лимита), опред-го в договоре ("лимит выдачи"); б) в период действия договора размер единовремен. зад-ти клиента - заемщика не превышает установл-го ему дан.дог-ом лимита ("лимит задолжен-ти"). Кред.линия м.б.: Рамочная - целевой, на оплату тов.поставок в рамках 1го дог-ра. Возобновл-ая - кредит предоставл-ся и погаш-ся в пределах лимита и сроков кредитов-я автомат-ки, без доп.переговоров. Невозобновл-ая - после выдачи и погаш-я кредита отнош-я м/у банком и заемщиком прекращ-ся. 3) кредитов-ем банком банк.счета клиента - заемщика (при недостаточ-ти или отсутствии на нем ден. ср-в) и оплаты расч.док-ов с банк. счета заемщика при установл-ом лимите и сроке - овердрафт; 4) участием банка в предоставл-ии ден.ср-в клиенту банка на синдицированной основе (неск. банков предостав-ют кредит 1му крупн. заемщику). К ден.требов-ям относят: 1) кредиты (займы), размещ-ые деп-ты, ме/банк. кредиты (деп-ты, займы), прочие размещ-ые ср-ва; 2) учтен-векселя.; 3) ∑ы, уплач-ые кред.орг-ей бенефициару по банк.гарантиям, но не взысканные с принципала;4) ден.требов-я по сделкам финансир-я под уступку ден.требов-я (факторинг); 5) требования по приобретенным на вторичном рынке закладным; 6) требования по сделкам продажи (покупки) финн.активов с отсрочкой платежа (поставки финн.активов); 7) требов-я к плател-кам по оплач-ым аккред-вам (в части непокрытых Ex-ных и Im-ных аккред-вов); 9) требов-я кред. орг-ии (лизингодателя) к лизингополучателю по опер-ям финн.аренды (лизинга) и др. Этапы предоставл-я кредита:1.Рассмотр-е заявки на кредит и интервью с предполагаемым заемщиком. В кред.заявке содержатся свед-я по осн.параметрам кред.операции: цель кредита, ∑ кредита, порядок погаш-я, срок кредита, его обеспеч-е, порядок уплаты %ов. 2.Анализ кредитосп-ти возм-го заемщика и оценка кач-ва заявки на кредит. Кредитосп-ть заемщика в отличие от его платежесп-ти не учит-ет его неплатежи за истекший период, а прогноз-ет его платежесп-ти на ближ.перспек-ву. 3.Подготовка к заключ-ю кред.дог-ра. 4.Оформл-е кредита и контроль за выполн-ем усл-й кред.договора состоит в мониторинге кредита, по рез-там кот.работ-ки банка прин-ют превентивные меры, с тем чтобы обеспечить выполн-е кред. дог-ра и избежать потери в связи с просрочкой невозврата ссуды. По сроку погаш-я различают: онкольные – не имеющие строго оговор-го срока и подлежащие возврату в фиксиров.срок после офиц.уведомл-я от кред-ра; к/ср.ссуды (до 3-6 мес); с/ср. (от 3-6мес. До года); д/ср. (> года). По способу погаш-я: ссуда, погаш-ая единоврем.платежом; ссуда, погаш-ая в рассрочку. По способу взимания ссудн.%: ссуды, по кот. % взимается при выдаче; ссуды по кот. % взимается при ее погаш-ии; ссуды, по кот. % взимается равномерно в теч-е срока ссуды. По наличию обеспеч-я: доверит.ссуды; обеспеч-ые ссуды (им-во, недвиж-ть, ц.б.); ссуды под фин.гарантии 3их лиц. По категории потенциал.заемщиков: аграрные ссуды; коммерч. (торговля, сфера услуг); ссуды посредникам на фонд. бирже; ипотечн.ссуды владельцам недвиж-ти; м/банк. ссуды; по целев.назнач-ю; общ.хар-ра.

3. Органы гос. фин. контроля(ОГФК).Классиф-я ОГФК:1)По принадлеж. к ветвям власти: органы исп. вл., парлам. контроля и независ.органы ФК. 2)По вертик. уровню вл.: фед.контрольн. и органы контроля суб-тов РФ. 3)По хар-ру вып-х ф-ций и Vму компетенции: общефункцион., специалзир. общей компетенции, огранич. компетенции, внутриведомств.4)По способу образования: избираемые, назнач. Правов. база: Конституция, БК, законы «О Сч. Палате РФ», «О ЦБ РФ», «О фин.основах МСУ в РФ». В РФ на фед.уровне органы ГФК это Сч. палата, МинФин, его Департаменты, Фед.службы, Гос.Тамож.Комитет, Контр.-ревизионн. службы фед.органов исп. власти и др. органами, осуществл-ие ФК за поступл. и расход. ср-в фед. бюдж., гос.внеб.фондов, за эфф-тью их исполь-я и использ. гос. собств-ти. Также это органы, выполн-щие специализир. ф-ции контроля: Департамент регулир. ГФК, аудит. деят-ти, БУиО; Фед.служба фин.-бюд. надзора. Сч. Палата(СчП) -конституц. орган, создаваемый Г.Думой и Советом Фед-ции Фед.Собрания с целью осуществл. независ. ФК за исп. б-та и гос.внеб.фондов. Явл-ся органом, контр. ф-ции кот-го охватывают весь бюд.процесс. По своему прав.статусу СчП явл-ся независ. ОФК, самост-но формирует свой план работы, графики контроля, Фед.Собранию представляет отчет о проверке исп. б-та. СчП проводит ревизии, проверки б-тов с-тов РФ, проверяет получение фин. помощи(дотаций,субс.,субв.). По рез-там проверок рук-лям органов вл. и проверяемым орган-ям направл-ся обязат. для исполн. предписание или представление по устран. выявл-х наруш-й. МинФин организует контроль.мер-тия по проверке юр.лиц, получающих гарантии Правит-ва, проверяет использ-ние бюдж.ссуд, контроль в процессе сост-я и исп. гос.б-та, смет и планов пр-тий разл. форм собств-ти., контроль за соблюд-ем бюдж.зак-ва. Др. ф-ции МинФина связаны с деят-тью Департаментов и Фед.служб. Фед. Казнач. (в области ФинКонтр) осущ-т предварит. и тек. контроль за ведением операций со ср-ми фед.б-та. Президент, главы с-тов -надзор за исп-ем издаваемых ими указов и распоряж. в обл. финансов, издание указов по фин. ?сам, подпис. ФЗ; назнач. и освобожд. от должности министра фин., представл. Г.Думе канди- датуры для назнач. председателя ЦБ. Гл. контрольн. управл. Президента, как структ. подразделение Администрации Президента, подчиняется Президенту, но взаимод-ет со всеми органами исп. вл. Правит-во контрол-ет процесс разраб. и исп. фед. б-та, осуществл. единой политики в обл. фин., денег, кредита. При Правительстве РФ дей- ствует Контр.-наблюдат. совет. Важн. роль в провед. ФК –нал. органы(ФНС). Гос. нал. инспекции осущ-ют контроль за правильностью исчисл., своеврем-тью и полнотой уплаты нал. и др. обязат. платежей в б-т всеми юр. и физ. лицами, подлеж-ми н/о. Особая роль в осуществ. ФК -- у ЦБ, он организует и контрол-ет ден.-кредит. отнош., надзор за деят-тью КБ-ков.

Билет №35

1. Бюджетный контроль (Бк)

Бк - с-ма мероприятий по проверке соблюдения законоположений, касающихся фор-ия и исполнения бв страны всех ур-- ей. Осн. задачи: Обеспеч-е правильности составл-я и исполн-я дох-ых и расх-ых статей б-та по объемам, стр-ре, целевому назна- чению; Фин-ая экспертиза проектов законов и н.п- .а, предусматривающих расх. за счет ср-в б-та или влияющих на формиров. и исполн-е б-та; Анализ выявленных отклонений от установленных показателей б-в и подготовка предложений, направле-х на их устранение и совершенствование б-го процесса в целом; Контроль за законностью и своевременностью движения ср-тв б-ов в банках и других фин-кредитных учреж- дениях; Контроль за соблюдением правил ведения бух-го учета и отчетности; Контроль за реализацией механизма межбюдж-х отношений; пресечение незаконных решений по предоставлению нал. и таможенных льгот, гос. дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионов; Выявление фин-ых злоупотреблений в сфере б-ых отношений. Формы Бк: предварит. контроль - проводится до совершения фи- н. операций. Законодат-ми органами власти такой контроль осущ-ся в ходе обсуждения и утверждения про- ектов законов о б-те и иных законов по бюдж.-фин-ым вопросам. Предварит. контроль производится на стадии со- ставления смет расх-в б-ых учреждений, расчетов на по- лучение субсидий, субвенций и др ср-в из б-та. Орга- ны ФК осущ-ют предварит. контроль на стадии сверки соответствия плановых сметных назна- чений соответ-щим лимитам б-го финансир-я. Предварит. контроль служит для предотвращения нецелево- го, неэффективного и нерационального расходования б-ых ср-в; Текущий контроль (ТК)– произв. в ходе исполнения б-та, смет расх-в б-ых учреждений в течение всего б-го года. ТК опирается на проверку и анализ первичных док-ов бухг-ого учета и отчетности. Органами законод-ой власти ТК осущ-ся в ходе рассмотрения отдельных показателей исп-я б-ов. Органы ФК- . осущ-ют ТК на стадии финансир-я расх-в с лицевых счетов получателей б-х ср-в после проверки док-ов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений. ТК помо- гает оценить ход исполнения б-та, полноту поступления дох в б-т, размер б-ого дефицита и источники его покрытия, дать оценку действующему б-ому законод-ву, способству- ет соблюдению фин-ой дисциплины. Последующий контроль проводится путем анализа и ревизий бух-- ой и фин-ой отчетности по окончании отч-го периода. Законодат-ыми орг власти такой контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении б-та. ПК ПКПКпвпвпа за целевым и рациональным расходованием б-ых ср-в производится органами ФК, контрольно-ревизионными службами МинФин РФ и др контрольными органами. ПК тесно связан с предварительным контролем и базируется на его выводах. Органы бюджетного контроля: Главное контрольное управление Президента РФ; Законода-ые органы гос.власти, представительные ОМСУ; Счетная палата РФ; МинФин; Департамент гос-го фин-ого контроля и аудита; Гл. управление ФК; Гос-ый налоговый контроль осущ-ляет: Мин-во по налогам и сборам РФ; Фед. служба налоговой полиции; Гос-ый таможенный комитет.