logo search
finanasovoe

Понятие и виды государственного и муниципального долга

Госдолг РФ - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.

Виды:

  1. внешний долг (обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте)

  2. внутренний долг (обязательства перед резидентами в рублях)

  1. капитальный (вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства)

  2. текущий (расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил)

  1. краткосрочный (до 1 года)

  2. среднесрочный (от 1 до 5 лет)

  3. долгосрочный (от 5 до 30 лет)

По форме долговые обязательства делятся на:

  1. кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями

  2. государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ

  3. договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

  4. договоры о предоставлении РФ гарантий

  5. соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет

Внутренний долг РФ складывается из:

  1. основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ

  2. объема основного долга по кредитам, полученным РФ

  3. объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней

  4. объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ

Внешний долг РФ складывается из:

  1. объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ

  2. объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ ведутся Министерством финансов РФ.

Методы рефинансирования долга:

  1. аннуляция подразумевает полную отмену долга (полное банкротства государства как должника)

  2. пролонгация (удлинение сроков долга и погашения процентов)

  3. секьюритизация (перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже))

  4. капитализация (реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже)

Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме: (иных форм нет)

  1. кредитных соглашений и договоров

  2. займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг

  3. договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней

  4. договоров о предоставлении муниципальных гарантий

ОМС используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Управление государственным и муниципальным долгом осуществляется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным ОМС.

Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Так, РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.