Структура и операции Федеральной резервной системы
Ядром современной централизованной банковской системы США стала Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913 года все банки-члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования. Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят: 1) из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносов банков-членов; 2) из банкнотной эмиссии; 3) из банковских депозитов, представляющих собой резервы банков - членов ФРС. Сосредоточение в федеральных резервных банках денежных резервов коммерческих банков явилось фактором экономии денег. Организация ФРС способствовала экономии наличных денег ив другом отношении - благодаря развитию безналичных расчетов, которые стали в широких размерах осуществляться через федеральные резервные банки. Вместе с тем, создание ФРС усилило централизацию банковской системы США и господство крупных банков – цитадели финансовой олигархии. С конца 1915 года по август 1972 года удельный вес ФРС в общем числе американских коммерческих банков поднялся с 28 до 41%, а в общей сумме их депозитов - с 48, до 78%. Хотя членами ФРС являются многие банки, решающее влияние в ней имеет лишь небольшое число крупных и крупнейших банков. В августе 1935 года был принят закон, внесший некоторые организационные изменения в ФРС. Смысл этого закона заключался прежде всего в дальнейшей централизации банковской системы США. Все штатные банки с депозитами не менее 1 млн. долл. были обязаны в определенный срок вступить в члены ФРС; права центральных органов ФРС были значительно расширены: во главе ФРС был: поставлен Совет управляющих (в составе 7 членов, назначаемых президентом США на 14 лет), которому дано право определять учетные ставки федеральных резервных банков, изменять нормы обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные резервными банками советы директоров. Был создан также особый Комитет по операциям на открытом рынке, причем все федеральные резервные банки должны следовать его указаниям при проведении своих операций на открытом рынке. Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счет: 1) эмиссии банкнот - федеральных резервных билетов; 2) приема депозитов, главным образом от банков-членов и от казначейства. Незначительная часть средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов (оплаченного и добавочного). Со времени огосударствления золотых запасов, осуществленного в 1934 году, федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном казначействе. Главной активной операцией федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам-членам. Федеральные резервные банки являются по преимуществу кредиторами государства. Но средства, вложенные ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете используются в интересах корпораций, так как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров. Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждении тоже самое, что депозитные учреждения делают для людей. Они принимают вклады банков и сберегательных учреждении и предоставляют им ссуды. Федеральные резервные банки являются банками для банков. Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает: 1) коммерческие банки, 2) инвестиционные банки, 3) взаимно-сберегательные банки, 4) банкирские дома. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочий членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества. Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза. По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка. При этом, национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения. Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро». В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих. Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза. К основным функциям Совета Управляющих относятся:
адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;
определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.
Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества. Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран- членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции. Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС. К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:
осуществление консультационных функций ЕСЦБ;
сбор и обработка статистической информации;
подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;
разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;
организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.
Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ. Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ. В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка. Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция – претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков. В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и Европейского Валютного Института. Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями. Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:
Комитет внутренних аудиторов;
Комитет по банкнотам;
Бюджетный комитет;
Комитет внешней коммуникации;
Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
Юридический комитет;
Комитет по рыночным операциям;
Комитет по денежно-кредитной политике;
Комитет международных отношений;
Статистический комитет;
Комитет банковского надзора;
Комитет информационных систем;
Комитет платежно-расчетных систем.
|
Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:
в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;
в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;
финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);
контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.
Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства – участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией. Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые дополнительные критерии.
- 2 Сущность инфляции.
- 2.1 Марксистская теория
- 2.2 Кейнсианская теория инфляции
- 2.3 Монетаристская теория инфляции
- 2.4 Теория адаптивных ожиданий
- Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
- 1. Инфляция спроса
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- Влияние инфляции на национальную экономику и международные экономические отношения.
- Денежные реформы: причины проведения, виды.
- Валютные отношения. Элементы валютной системы.
- Бреттон-Вудская валютная система.
- Ямайская валютная система.
- Необходимость, сущность, принципы кредита.
- Взаимосвязь кредита и денег.
- Сущность и экономическая роль ссудного процента. Норма ссудного процента.
- Коммерческий кредит.
- Банковский кредит: его особенности, виды.
- Потребительский кредит: необходимость и возможность существования.
- Государственный кредит. Особенности государственных займов рф.
- Международный кредит: особенности, виды.
- Возникновение и развитие банков. Правовые основы деятельности банков.
- Роль и значение банковской системы в экономике. Особенности банковской системы России.
- Типы построения банковских систем: одноуровневые и двухуровневые.
- Виды банковских систем. Американская банковская система. Европейская банковская система.
- Структура и операции Федеральной резервной системы
- Формы организации центральных банков. Центральный банк страны (не только России).
- Правовой статус и цели деятельности Центрального банка России. Функции Банка России.
- Значение и функции коммерческих банков в условиях рыночной экономики.
- Сущность и функции финансов.
- Финансовая система рф и ее основные звенья.
- Финансовая политика, цели, задачи, содержание.
- Управление финансами.
- Общая характеристика государственных финансов.
- Внебюджетные фонды. Цель их создания, задачи, классификация.
- Социальные внебюджетные фонды. Фонд социального страхования.
- Социальные внебюджетные фонды. Фонд обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование.
- Сущность, значение и формы государственного кредита.
- Основной капитал предприятия. Сущность, формирование, проблемы инвестиций.
- Оборотный капитал предприятия. Сущность, структура, формирование.
- Управление оборотным капиталом предприятия.
- Затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Методы управления себестоимостью.
- Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их хозяйственной деятельности.
- Финансовое планирование на предприятиях.
- Роль финансового рынка в перераспределении финансовых ресурсов. Фондовая биржа, общие понятия.
- Виды ценных бумаг и их характеристика.
- 68,69. Бюджет как экономическая категория, его функции. Экономическая, социальная и политическая роль бюджета.
- 70.Бюджетная система рф, ее роль в реализации финансовой политики государства. Принципы бюджетной системы России.
- 71.Экономическое содержание доходов бюджета. Закреплённые доходы бюджета.
- 72.Собственные доходы бюджетов и их экономическое содержание
- 73 Финансовая помощь и безвозмездные перечисления. Фффпр (федеральный фонд финансовой поддержки регионов) федерального бюджета.
- 74. Сущность и функции налогов. Их классификация. Прямые и косвенные налоги. Налоговый механизм.
- 75. Проблемы налогообложения и понятие налоговой политики.
- 76. Налоговый контроль: сущность, принципы, классификация. Виды налогового контроля. Классификация проверок, осуществляемых налоговыми органами
- 78. Основные участки работы налоговых органов. Постановка и снятие налогоплательщиков с учёта в налоговых органах. Инн, кпп.
- 79. Прямые налоги. Косвенные налоги. Налоги – основной источник доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.
- 80. Разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы России. Доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
- 81. Расходы бюджетов, их группировка и связь с функциями государства. Расходы бюджетов на управление, их структура и назначение.
- 82. Расходы бюджетов на финансирование хозяйства, их структура и назначение.
- 83. Расходы бюджетов на социально-культурные нужды, их структура и назначение.
- 84. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса. Стадии, чтения федерального бюджета.
- 85. Бюджетный процесс. Бюджетный процесс на уровне субъекта федерации (на примере Свердловской области)