68,69. Бюджет как экономическая категория, его функции. Экономическая, социальная и политическая роль бюджета.
Бюджет представляет собой сложное, многогранное явление. Во-первых, по экономической сущности бюджет выражает определенные финансовые отношения, имеющие свою специфику, во-вторых, бюджет – это финансовый план государства, состоящий из доходной и расходной частей и имеющий силу закона, в-третьих – это фонд денежных средств.
Сущность и значение бюджета определяются экономическими отношениями в обществе. Денежные средства, необходимые государству для выполнения его функций, централизуются в распоряжении соответствующих органов власти и управления в форме фондов денежных средств. Главным из этих фондов является бюджет.
Бюджет обеспечивает органам управления возможность выполнения ими своих функций и является тем фондом, в котором посредством распределения общественного продукта и национального дохода мобилизуется часть средств от всех секторов экономики. Государственный бюджет является составной частью государственных финансов, ведущим звеном финансовой системы, поэтому ему присущи те же основные черты, что и финансам в целом. Вместе с тем бюджет имеет и свою специфику, которая позволяет выделять его в качестве самостоятельной экономической категории.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие задачи:
1) перераспределения национального дохода;
2) государственного регулирования и стимулирования экономики;
3) финансового обеспечения социальной сферы и осуществления социальной политики государства;
4) контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: l)образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулированияэкономических и социальных процессов в стране.
Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.
Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития. Посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны и интересы пропорционального развития регионов.
Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов.
Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.
И наконец, бюджеты выполняют контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
- 2 Сущность инфляции.
- 2.1 Марксистская теория
- 2.2 Кейнсианская теория инфляции
- 2.3 Монетаристская теория инфляции
- 2.4 Теория адаптивных ожиданий
- Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
- 1. Инфляция спроса
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- Влияние инфляции на национальную экономику и международные экономические отношения.
- Денежные реформы: причины проведения, виды.
- Валютные отношения. Элементы валютной системы.
- Бреттон-Вудская валютная система.
- Ямайская валютная система.
- Необходимость, сущность, принципы кредита.
- Взаимосвязь кредита и денег.
- Сущность и экономическая роль ссудного процента. Норма ссудного процента.
- Коммерческий кредит.
- Банковский кредит: его особенности, виды.
- Потребительский кредит: необходимость и возможность существования.
- Государственный кредит. Особенности государственных займов рф.
- Международный кредит: особенности, виды.
- Возникновение и развитие банков. Правовые основы деятельности банков.
- Роль и значение банковской системы в экономике. Особенности банковской системы России.
- Типы построения банковских систем: одноуровневые и двухуровневые.
- Виды банковских систем. Американская банковская система. Европейская банковская система.
- Структура и операции Федеральной резервной системы
- Формы организации центральных банков. Центральный банк страны (не только России).
- Правовой статус и цели деятельности Центрального банка России. Функции Банка России.
- Значение и функции коммерческих банков в условиях рыночной экономики.
- Сущность и функции финансов.
- Финансовая система рф и ее основные звенья.
- Финансовая политика, цели, задачи, содержание.
- Управление финансами.
- Общая характеристика государственных финансов.
- Внебюджетные фонды. Цель их создания, задачи, классификация.
- Социальные внебюджетные фонды. Фонд социального страхования.
- Социальные внебюджетные фонды. Фонд обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование.
- Сущность, значение и формы государственного кредита.
- Основной капитал предприятия. Сущность, формирование, проблемы инвестиций.
- Оборотный капитал предприятия. Сущность, структура, формирование.
- Управление оборотным капиталом предприятия.
- Затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Методы управления себестоимостью.
- Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их хозяйственной деятельности.
- Финансовое планирование на предприятиях.
- Роль финансового рынка в перераспределении финансовых ресурсов. Фондовая биржа, общие понятия.
- Виды ценных бумаг и их характеристика.
- 68,69. Бюджет как экономическая категория, его функции. Экономическая, социальная и политическая роль бюджета.
- 70.Бюджетная система рф, ее роль в реализации финансовой политики государства. Принципы бюджетной системы России.
- 71.Экономическое содержание доходов бюджета. Закреплённые доходы бюджета.
- 72.Собственные доходы бюджетов и их экономическое содержание
- 73 Финансовая помощь и безвозмездные перечисления. Фффпр (федеральный фонд финансовой поддержки регионов) федерального бюджета.
- 74. Сущность и функции налогов. Их классификация. Прямые и косвенные налоги. Налоговый механизм.
- 75. Проблемы налогообложения и понятие налоговой политики.
- 76. Налоговый контроль: сущность, принципы, классификация. Виды налогового контроля. Классификация проверок, осуществляемых налоговыми органами
- 78. Основные участки работы налоговых органов. Постановка и снятие налогоплательщиков с учёта в налоговых органах. Инн, кпп.
- 79. Прямые налоги. Косвенные налоги. Налоги – основной источник доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.
- 80. Разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы России. Доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
- 81. Расходы бюджетов, их группировка и связь с функциями государства. Расходы бюджетов на управление, их структура и назначение.
- 82. Расходы бюджетов на финансирование хозяйства, их структура и назначение.
- 83. Расходы бюджетов на социально-культурные нужды, их структура и назначение.
- 84. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса. Стадии, чтения федерального бюджета.
- 85. Бюджетный процесс. Бюджетный процесс на уровне субъекта федерации (на примере Свердловской области)