logo
1-90

Сущность, значение и формы государственного кредита.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора,т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно являетсягарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы различных групп инвесторов.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности: очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы. Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов.

59.Сущность, функции и формы проявления финансов предприятий.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений в процессе их распределения, использования, формирования денежных фондов, образования собственных финансовых ресурсов, привлечение внешних источников финансирования. Эти отношения, определяющие сущность данной категории, опосредованные в денежной форме.

Финансы предприятия являются важнейшей составной частью финансовой системы государства. Это предопределено тем, что они обслуживают сферу материального производства, где создаются валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), национальное богатство. По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы государства. Они отличаются от государственных финансов тем, что функционируют в разных сферах общественного производства.

Финансы предприятия связаны непосредственно с производством и отражают состояние экономики страны. Им присущи черты категории финансов.

Без участия финансов не может совершаться кругооборот производственных фондов в целом. Финансы в различной степени причастны ко всем стадиям процесса воспроизводства, включая производство, распределение, обмен, потребление. Формируемые на предприятии денежные фонды целевого назначения используются для производственных нужд и для удовлетворения социальных потребностей работников.

Входящие в финансы предприятий экономические отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено множественностью экзогенных и эндогенных связей предприятия.

Финансовые отношения включают денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства между предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, ресурсными, товарными и финансовыми рынками в государстве и иностранными экономическими системами.

Финансы предприятий имеют сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимаются внутреннее содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию - финансовую. Сущность и формы проявления взаимосвязаны. Но степень их устойчивости неодинакова. Формы проявления финансов подвержены более частому изменению, чем их сущность.

Финансы предприятия выполняют следующие функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов предприятий - это направленная деятельность по распределению и перераспределению денежных доходов предприятия.

Контрольная функция - это направленная деятельность по контролю над величиной финансового результата, выявлению неэффективных действий и предупреждение возможных потерь, непроизводительных затрат.