29. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств как фактор нэб.
Инфорсмент – принудительное применение права (закона) или правоприменение, принудительное проведение в жизнь, принуждение к выполнению требований. Инфорсмент представляет процесс применения юридических норм, причём не только судом, государственными органами, но и предпринимателями, корпорациями.
Значимость инфорсмента проявляется через его функции. Можно выделить следующие функции инфорсмента:
Инфорсмент стабилизирует социально-экономические отношения через обеспечение более полной реализации интересов собственников и участников контракта. Освобождение экономики от вмешательства государства и либерализация трудового законодательства требуют параллельного ужесточения инфорсмента, как инструмента стабилизации рыночных отношений.
Инфорсмент гарантирует соблюдение прав собственности и контрактных обязательств и таким образом обеспечивает реализацию формальных норм и правил.
Инфорсмент стимулирует к выполнению установленных норм и правил. Это достигается посредством создания для нарушителя издержек в результате наложения санкций.
Многогранность инфорсмента делает целесообразным выделение отдельных этапов его функционирования:
мониторинга (контроля и надзора);
санкционирования, т. е. наложения санкций на нарушителя;
восстановления нарушенных прав и применения процедур компенсаций.
На первом этапе происходит оценка поведения участников контрактных отношений. При этом задачей инфорсмента является не только разрешение прогрессирующего конфликта, но и возможность его распознать и предотвратить. Деятельность по обеспечению соблюдения условий контракта предполагает получение информации о самом факте нарушения (или достаточных доказательств о нарушении). Сущность второго этапа заключается в том, что угроза санкций и фактическое применение санкций создают для нарушителя издержки, которые он сопоставляет с выгодами от нарушения условий контракта. На третьем этапе стороны трудового контракта возвращаются к первоначальному состоянию (восстанавливаются нарушенные права), а также компенсируются убытки, полученные при расторжении и нереализации контракта.
Инфорсмент, как механизм принуждения к исполнению норм, имеет определенную структуру и предполагает выделение отдельных элементов, последовательное и взаимосвязанное взаимодействие которых приводит его в действие и обеспечивает достижение определенного результата. Элементами механизма являются стороны контракта, иные субъекты, участвующие в его реализации (лица и органы, тем или иным образом привлекаемые к участию в принудительной реализации прав, - гаранты прав), права и обязанности субъектов в осуществлении функции принуждения, правила, по которым осуществляется принуждение к выполнению контракта, процедуры восстановления нарушенных прав, инструменты воздействия на нарушителя.
Угрозу для национальной экономической безопасности представляет снижение эффективности легального инфорсмента. Некоторые последствия этого процесса:
инвесторы воспринимают Российскую Федерацию как страну с новым инвестиционным риском;
дополнительные затраты инвестора на взятки или содержание своих служб безопасности;
коррумпированность государственного аппарата.
Инфорсмент контрактных обязательств может быть даже более важным, чем сама по себе защита прав собственности. Если контрактные обязательства гарантированно защищены и участники хозяйственного процесса уверены в надежности контрактного обязательства, права собственности носят остаточный характер. В определенном смысле эффективное и основанное на легальных методах исполнение контрактных обязательств служит безусловной предпосылкой защиты прав собственности.
Особенно большую роль в развитой рыночной экономике играет культура контракта опирающаяся на некую постепенно сложившуюся систему норм. Речь идет о "правиле, которое провозглашается какой-либо официальной организацией, например, судом или законодательной властью, и не проводится в жизнь с помощью угрозы санкций, предусматриваемых законом, но которое тем не менее постоянно соблюдается". Такие нормы обычно опираются на длительный опыт взаимодействия сторон, накопленный за время их общения.
Действие конкурентных механизмов требует, чтобы объектом купли-продажи были реальные или финансовые активы, но не сами правила, соблюдаемые в рыночной "игре". Оптимальная система инфорсмента предполагает, что решения судебных инстанций, защищающие права собственника или контрактные права, никоим образом не могут покупаться и продаваться. Однако в реальной жизни трудно рассчитывать на строгое соблюдение подобных условий.
В переходной экономике существует к тому же отлаженная система поборов и взяток, оказывающих часто значительное влияние на решения органов правопорядка. В итоге именно в ней может складываться несколько парадоксальная ситуация: в судебной сфере взятки, выступающие в роли побочных платежей, в некоторых случаях могут способствовать реализации прав собственности. В условиях несовершенных законодательства и судопроизводства такие платежи могут склонять и к решениям, предполагающим нарушение этих прав.
Проявлением недостаточной защиты прав собственности являются и всевозможные поборы со стороны официальных лиц и криминальных группировок. Подобные дополнительные повинности тоже могут быть свидетельством несовершенного инфорсмента прав собственности: частные лица (государственные чиновники или криминальные группировки) располагают беспрепятственным доступом к капиталу и доходам - доступом, который должны были бы иметь лишь их владельцы. Это неизбежно меняет условия складывающегося рыночного равновесия.
Несовершенный инфорсмент прав собственности препятствует формированию эффективной системы корпоративного управления. Высокий уровень налогов и неофициальных поборов может приводить к тому, что для реальных хозяев компании оптимальной становится стратегия "доения" корпорации. В предельном случае это неизбежно ведет к "рациональной атрофии" фирмы: ее руководство утрачивает стимулы к восприятию технических инноваций и ускоренному росту, поскольку любое повышение рентабельности оперативно используется для увеличения всевозможных изъятий.
Несовершенная система инфорсмента имущественных прав оставляет "лазейку" и для передела собственности и контроля на основе широкого набора манипуляций. Поэтому те собственники, которые сумели наладить относительно эффективные хозяйственные операции, далеко не всегда получают соответствующие их деятельности результаты. Наибольшие темпы накопления, как правило, имеют компании, приспособленные к уводу активов и экспроприации обрекаемых на банкротство финансовых учреждений.
Предвзятые решения различных инстанций иногда лишают смысла все иски эффективного инвестора по поводу нарушения условий, предусмотренных заключенными контрактами.
В инфорсменте контрактных прав не менее существенную роль должны играть отлаженные процедуры банкротства. Отсутствие механизмов эффективного инфорсмента и действенных процедур банкротства отбрасывает экономику на более ранние стадии рыночного развития.
Фактором неэффективного инфорсмента является также противоречие, присущее начальным этапам развития переходной экономики. С одной стороны, суды имеют принципиальное значение на старте потенциально длительных контрактных отношений, с другой - унаследованные от прежних времен законодательные положения и системы арбитражных судов абсолютно не отвечают новым реалиям. Такое несоответствие проявляется прежде всего в финансовом обеспечении независимости судейского корпуса и квалификации многих судей.
В ряде стран с переходной экономикой параллельно с публично-правовым инфорсментом значительное распространение получили системы частного инфорсмента. Особенно глубоко укоренены механизмы частного инфорсмента в российской экономике, где до настоящего времени официально предоставляемые сведения об обязательствах (контрактных) даже у крупнейших корпораций недостаточно информативны и до 40% текущих хозяйственных операций осуществляется в теневом секторе.
Благоприятный инвестиционный климат немыслим без укрепления государства. Важнейшими условиями эффективного инфорсмента в России должны стать:
реформирование институтов государственной власти,
решение комплекса задач по укреплению позиций федерального центра по отношению к субъектам федерации,
проведение реформы госслужбы,
обеспечение адекватного финансирования правоохранительной системы, включая суды и налоговые органы,
обеспечение реальной независимости судебных органов от влияния федеральных и региональных исполнительных властей,
реализация антикоррупционной программы.
- 1. Понятие «безопасность» и историческая эволюция взглядов на определение его содержания
- 2. Безопасность социальных систем как интегрирующая форма учета интересов
- 3. Понятие «национальные интересы», его содержание и структура
- 4. Национальные интересы России на современном этапе исторического развития
- 5. Понятие «национальная безопасность»: содержание и структура
- 6. Национальная безопасность России: современные подходы к определению содержания и их институциональное закрепление
- 7. Характеристика современных угроз национальной безопасности России.
- 8. Понятие обеспечения безопасности. Система обеспечения национальной безопасности России и ее основные элементы
- 9. Конституционные основы обеспечения национальной безопасности.
- 10. Основные субъекты обеспечения национальной безопасности.
- 11. Экономическая безопасность: содержание и место в структуре национальной безопасности (нб).
- 12. Обеспечение эб как составная часть системы обеспечения нац-й безоп-ти России.
- 13. Институциональная основа обеспечения национальной экономической безопасности (нэб) России.
- 14. Субъекты обеспечения нэб России.
- 15. Основные критерии нэб и проблемы их определения.
- 16. Проблема определения индикаторов и пороговых значений национальной экономической безопасности.
- 17. Характеристика современных угроз национальной экономической безопасности России.
- 18. Криминализация экономических отношений как угроза национальной экономической безопасности.
- 19. Характеристика криминальной ситуации в сфере экономики в современной России.
- 21. Коррупция как фактор и проявление криминализации экономики
- 23. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как угроза национальной экономической безопасности
- 24. Правовая основа противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 25. Банк России в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансир терроризма (не совсем то, нужно посмотреть в нете на сайте банка России)
- 26. Федеральная служба по финансовому мониторингу в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 28. Институциональные проблемы совершенствования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- 29. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств как фактор нэб.
- 30. Конкурентоспособность отечественной экономики как фактор нэб.
- 31. Финансовая безопасность в структуре нэб
- 32. Критерии, индикаторы и пороговые значения фб.
- 33. Характеристика современных угроз национальной финансовой безопасности России.
- 34. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля как фактор укрепления финансовой безопасности
- 35. Налоговое состояние нэб.
- 36. Критерии и угрозы налоговой безопасности России.
- 38. Основные направления налоговой реформы в контексте обеспечения национальной налоговой безопасности (по сост. На 2004год)
- 40. Совершенствование налогового администрирования как фактор укрепления национальной налоговой безопасности
- 41. Бюджетная безопасность в структуре национальной экономической безопасности.
- 42. Критерии, индикаторы и пороговые значения бюджетной безопасности.
- 43. Характеристика современных угроз бюджетной безопасности России. (что-н сочинить на основе этого)
- 44. Обеспечение «вертикальной» сбалансированности бюджетной системы рф как фактор укрепления бюджетной безопасности.
- 45. Проблема «горизонтальной» сбалансированности бюджетов в контексте обеспечения бюджетной безопасности.
- 46. Повышение эффективности бюджетных расходов как необходимое условие и фактор обеспечения бюджетной безопасности.
- 47. Проведение бюджетного контроля (бк) направлено на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач.
- 48. Безопасность денежно-кредитной системы в структуре нэб.
- 49.Критерии и угрозы безопасности денежно-кредитной системы.
- 50. Денежно-кредитная политика как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности.
- 51. Безопасность реального сектора экономики.
- 52. Региональная эконом безоп-ть в структуре нэб
- 53. Проблемы экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
- 54 Проблемы экономической безопасности личности