Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции 517
Кредитная система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. 517
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. 517
Небанковские кредитные организации — кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. № 17-93 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР". Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. 517
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности в РСФСР", Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. 517
Важнейшими кредитными институтами выступают Центральный Банк РФ и коммерческие банки. 517
16. 1. Функции и операции центральных банков 517
Банки, имеющие право выпуска кредитных денег в форме наличных банкнот и в форме записей на счетах и служащие важнейшим ресурсом для совершения кредитных операций, называются эмиссионными. 517
На ранних стадиях развития банковского дела строгого размежевания между коммерческими и эмиссионными банками не было — законодательство не запрещало коммерческим банкам самостоятельно выпускать банкноты. В XVIII в. и в начале XIX в. коммерческие банки обычно пользовались эмиссией банкнот для увеличения ресурсов, роста пассивов. С середины XIX в. происходило все большее разграничение функций между коммерческими и эмиссионными банками. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Такое право было закреплено исключительно за эмиссионными банками. 517
Так сложилась современная двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного центрального эмиссионного банка. В Англии — это Английский банк, во Франции — Французский банк, в США со времени издания федерального акта в 1913 г. функционируют двенадцать федеральных резервных банков, входящих в единую Федеральную резервную систему США, в РФ — Центральный Банк России (Банк России). 517
Эмиссионные банки играют особую роль в кредитной системе каждой страны, осуществляющей рыночные преобразования. 517
Функции центрального банка. Основная функция центрального банка состоит в эмиссии кредитных денег — банкнот и регулировании денежного обращения. Центральные банки превратились в "банки банков", т. е. их клиентурой стали коммерческие банки. Центральные банки сосредоточивают на своих текущих (корреспондентских) счетах денежные резервы коммерческих банков, осуществляют операции по пополнению денежной наличностью коммерческие банки, предоставляют кредиты этим банкам. 517
Эмиссионные банки являются банкирами государства. Они, как правило, выполняют важную роль по эмиссионно-кассовому исполнению государственного бюджета, а также обслуживают государственный кредит — размещая облигации государственных займов, государственные краткосрочные облигации, казначейские обязательства на денежном рынке. 517
• Особое положение эмиссионных банков определяет особенности их активных и пассивных операций. 518
Особенность пассивных операций центральных эмиссионных банков состоит в том, что источником образования их ресурсов служат преимущественно не собственные капиталы и привлеченные вклады, а эмиссия банкнот. 518
Кроме того, эмиссионные банки аккумулируют депозиты коммерческих банков и государства. Часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде кассовой наличности (кассовых резервов), для того чтобы бесперебойно удовлетворять все требования вкладчиков о выдаче наличных денег. Корреспондентский счет коммерческого банка в центральном эмиссионном банке, а на практике в его территориальном подразделении равнозначен по своей ликвидности денежной наличности. При посредстве корреспондентского счета в территориальном подразделении центрального банка коммерческие банки осуществляют между собой расчеты. Как правило, коммерческие банки имеют определенный остаток на своем корреспондентском счете в центральном банке, который становится сосредоточением денежных резервов коммерческих банков. 518
В соответствии со сложившейся практикой центральный банк не уплачивает коммерческим банкам процентов по их депозитам, однако бесплатно осуществляет для коммерческих банков расчетные операции на всей территории страны. 518
Наряду с банковскими вкладами большую роль в пассивах эмиссионных банков занимают вклады государства. 518
Однако в тех случаях, когда центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, они являются, как правило, высокообеспеченными и по ним коммерческие банки уплачивают значительные проценты. Эта процентная ставка называется учетной ставкой центрального банка. 518
В России в ряде случаев территориальные подразделения Центрального Банка предоставляют коммерческим банкам необеспеченные кредиты для кредитования их текущих потребностей по выполнению обязательств перед клиентами. Тогда коммерческий банк работает в режиме дебетового сальдо. 518
В области активных операций центральные эмиссионные банки отличаются от коммерческих банков по характеру заемщиков и формам кредитования. 518
Главными заемщиками центральных банков выступают коммерческие банки и государство, а заемщиками коммерческих банков — различные экономические агенты, непосредственно ведущие хозяйственную деятельность. 518
• Специфической областью деятельности центральных эмиссионных банков является кредитование коммерческих банков. К ссудам в центральном эмиссионном банке коммерческие банки прибегают для целевого кредитования клиентуры, а также в период напряженного положения на денежном рынке. 518
Такие ссуды принимают следующие формы: 518
переучет и перезалог векселей; 518
перезалог ценных бумаг; 518
целевые ссуды центрального банка на инвестиционные цели, т. е. целевые инвестиционные кредиты, предоставляемые центральным банком определенным предприятиям через коммерческие банки. 518
Центральные эмиссионные банки как в иностранных государствах, так и в России переучитывают векселя, предъявляемые коммерческими банками. При этом третьей подписью на векселе является подпись коммерческого банка, который переучитывает вексель в центральном банке. Иногда законодательство разрешает центральным банкам производить лишь переучет краткосрочных векселей, например в России сроком до трех месяцев. 518
Перезалог векселей — это краткосрочные ссуды под векселя, предъявленные коммерческими банками. 518
Перезалог ценных бумаг — выдача банковских ссуд под государственные ценные бумаги, но в некоторых странах допускается также выдача ссуд под другие виды ценных бумаг. 518
• Помимо коммерческих банков заемщиком у центральных банков является государство. При этом необходимо различать взаимоотношения государства и центрального банка при устойчивом и неустойчивом состоянии государственных финансов. 519
При устойчивом состоянии государственных финансов кредитование центральным банком ограничивается кредитованием краткосрочных потребностей государства для финансирования кассового дефицита государственного бюджета, при котором он вскоре покрывается из обычных доходов государства. Кассовый дефицит — это временный дефицит на протяжении нескольких месяцев, когда государственные доходы не покрывают текущие государственные расходы. Кредитование такого дефицита не представляет угрозы для денежного обращения, поскольку ссуда, выданная в данном квартале, как правило, погашается в следующем же квартале. 519
В тех случаях, когда дефицит государственного бюджета приобретает систематический характер и правительство постоянно пользуется кредитами центрального банка для покрытия дефицита государственного бюджета, ссуды государству становятся фактором инфляции. 519
• К важным функциям эмиссионных банков относятся операции на открытом рынке и девизные операции. 519
Операции на открытом рынке — это покупка и продажа государственных ценных бумаг. Инвестиции в государственные ценные бумаги для эмиссионных банков представляют собой не только форму вложения свободных денежных средств, но и способ финансирования государства и метод воздействия эмиссионного банка на денежный рынок. Путем операций на открытом рынке эмиссионные банки могут повышать и понижать общий объем средств у коммерческих банков, предназначенных на финансирование других потребностей помимо кредитования государства. 519
Девизные операции — это покупка и продажа эмиссионным банком иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы. Эти операции имеют широкое распространение в деятельности Центрального Банка России. Так, в третьем квартале 1995 г. в России был введен так называемый "валютный коридор", когда размеры колебаний курса российского рубля к доллару США были ограничены определенными пределами. 519
16. 2. Центральный Банк России и его операции 519
Деятельность Центрального Банка России (ЦБР) регулируется Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 г. 519
В соответствии с этими законодательными актами основными целями деятельности Банка России являются: 519
защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам; 519
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; 519
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. 519
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Уставный капитал Банка России 3 млрд. руб. 519
Во взаимодействии с Правительством РФ он разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля: 519
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 519
устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; 519
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 519
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 519
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитным организациям в соответствии с федеральными законами; 519
осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; 519
определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; 520
организует и осуществляет валютный контроль как через уполномоченные банки, так и непосредственно. 520
Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России. 520
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В пределах своих полномочий он независим в своей деятельности. 520
Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Как правило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-кассовом центре Главного территориального управления ЦБР, в котором у них имеется корреспондентский счет. 520
Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь 51% акций Сберегательного банка РФ, участвовать в капитале Внешэкономбанка и Внешторгбанка РФ. В капитале других коммерческих банков и кредитных организаций ЦБ России участвовать не имеет права. 520
Высшим органом управления Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель Банка и двенадцать членов Совета директоров. 520
• Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии с законодательством являются: 520
процентные ставки по операциям Банка России; 520
нормативы обязательных резервов коммерческих банков; 520
операции на открытом рынке; 520
рефинансирование банков; 520
валютное регулирование; 520
установление ориентиров роста денежной массы; 520
прямые количественные ограничения деятельности коммерческих банков. 520
При этом норматив обязательных резервов не может превышать 20% обязательств кредитной организации и может быть дифференцированным для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. 520
С августа 1996 г. решением Банка России нормативы обязательных резервов для кредитных организаций понижены. Так, по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней резервы составляют 18%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней — 14% и по срочным обязательствам свыше 91 дня — 10%. Нормативы резервирования по счетам в иностранной валюте остались прежними — 2, 5%. Например, если в коммерческий банк поступил депозит на срок до 30 дней в сумме 1 млн. руб., то 180 тыс. руб. (18% этой суммы) должны быть направлены в фонд обязательных резервов этого банка в РКЦ. 520
Действующие нормативы обязательных резервов являются достаточно высокими. В развитых западных странах этот показатель колеблется в пределах от 5 до 12% 520
В апреле 1995 г. введено такое важное положение, что Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения не свойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц — клиентов. 520
Таблица показывает, что основными статьями активов являются иностранная валюта, кредиты Минфину РФ, операции с ценными бумагами, которые в совокупности составляют более 70% актива баланса. 520
Основными счетами пассивов выступают резервный фонд ЦБР, наличные деньги в обращении, средства коммерческих банков, средства бюджетов и клиентов. 520
К каждому коммерческому банку в соответствующем территориальном подразделении ЦБР, а к крупным банкам в Главном управлении по надзору за деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) — подразделениях, подчиненных Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению корреспондентских счетов банков. Для того чтобы деньги, принадлежащие банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать соответствующее поручение в виде платежного поручения или сводного платежного поручения Расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческого банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль за всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ на другие счета. 520
Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей страна вообще не могла бы функционировать: если платежное поручение выписано на РКЦ, деньги будут переведены, а если оно выписано на другой банк, то этого может и не произойти. 521
Как отмечалось, в каждом РКЦ к коммерческому банку, так же как и в Главном управлении, прикреплен куратор, который следит за соблюдением коммерческим банком экономических нормативов и своевременной сдачей отчетности. В начале каждого месяца коммерческие банки сдают отчетность в РКЦ. Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории коммерческими банками ежеквартально представляются более подробные отчеты, а в начале каждого года — подробный отчет за прошлый год. 521
Банк России кредитует коммерческие банки. Для этого им устанавливается специальная процентная ставка, так называемая ставка рефинансирования, по которой предоставляется коммерческим банкам кредит. Особенно высоких размеров (210% годовых) ставка рефинансирования достигла в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. Затем наблюдалось постепенное ее понижение до 120% годовых начиная с 10 февраля 1996 г., в конце июля ставка была понижена до 110%, а с 19 августа 1996 г. она составляет 80% годовых. 521
Кредиты коммерческим банкам предоставляются как непосредственно, так и в форме переучета векселей и перезалога ценных бумаг. 521
С 1996 г. Центральный Банк России начал оказывать коммерческим банкам новый вид услуг — ломбардные кредиты, представляющие собой кредиты под залог высоколиквидных активов. В соответствии с "Положением о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" от 13 марта 1996 г. № 36 эти кредиты выдаются под залог государственных ценных бумаг — ГКО и ОФЗ. Совет директоров ЦБ России устанавливает перечень ценных бумаг, являющихся обеспечением при выдаче ломбардных кредитов. 521
Для того чтобы не производить ежедневную проверку достаточности обеспечения предоставленного банку ломбардного кредита и не совершать операции по дополнительному переводу или возврату заложенных ценных бумаг на всем протяжении срока кредита, Банк России установил при оценке ценных бумаг поправочный коэффициент в размере 0, 8. Ломбардный кредит предоставляется сроком до 30 дней. 521
• В соответствии с решением Совета директоров Банка России с 1 марта 1996 г. введена в действие новая Инструкция № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций". Эта инструкция направлена на усиление контроля со стороны Центрального Банка России за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций, что связано с необходимостью гарантировать и защитить интересы кредиторов и вкладчиков, поскольку в последние годы участились случаи банкротств коммерческих банков и кредитных организаций. 521
Данной Инструкцией установлены следующие обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций: минимальный размер уставного капитала; нормативы достаточности капитала; нормативы ликвидности кредитной организации; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; 521
максимальный размер крупных кредитных рисков; 521
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); 521
максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам; 521
максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; 522
нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц. 522
Обязательные нормативы — предельный размер неденежной части уставного капитала, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, размеры валютного, процентного и иных рисков — устанавливаются другими (помимо Инструкции № 1) нормативными актами Банка России. 522
В действующей ранее редакции Инструкции № 1 обязательных нормативов было четыре, остальные нормативы носили рекомендательный характер. По новой Инструкции все нормативы носят обязательный характер. Вводится также принципиально новое понятие "кредитная организация, утратившая собственные средства (капитал)", т. е. организация, задолженность которой перед сторонними организациями превысила собственные средства кредитной организации. 522
Нулевой собственный капитал, или утрата капитала (а эти случаи весьма многочисленны), когда кредитная организация растратила свой капитал, свидетельствуют, что кредитная организация попала в чрезвычайную ситуацию и необходимо принятие действенных мер по устранению этого положения. 522
Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций установлен соответственно: 522
на 1 апреля 1996 г. в сумме, эквивалентной 2, 0 млн. ЭКЮ, а для кредитных организаций с ограниченным кругом операций - 500 тыс. ЭКЮ; 522
на 1 января 1997 г. — 3, 0 млн. ЭКЮ, для кредитных организаций с ограниченным кругом операций — 750 тыс. ЭКЮ; 522
на 1 января 1998 г. — 4, 0 млн. ЭКЮ, для кредитных организаций с ограниченным кругом операций — 1, 0 млн. ЭКЮ; 522
на 1 июля 1998 г. — 5, 0 млн. ЭКЮ, для кредитных организаций с ограниченным кругом операций — 1250 тыс. ЭКЮ. 522
Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации, определяемых как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, устанавливается в сумме, эквивалентной 5, 0 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г. ). Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитных организаций с ограниченным круге» операций устанавливается в сумме, эквивалентной 1 млн. ЭКЮ. начиная с 1 января 1999 г. 522
Важной является методика расчета собственных средств (капитала) кредитной организации, используемых для расчета обязательных экономических нормативов. Этот показатель определяется как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, уменьшенная на затраты капитального характера, допущенные убытки, выкупленные собственные акции и дебиторскую задолженность длительностью свыше тридцати дней. 522
Норматив достаточности капитала определяется как отношение собственных средств (капитала) кредитной организации к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска. 522
Для оценки состояния активов кредитной организации они подразделяются на пять групп исходя из степени риска вложений и возможной потери части стоимости. 522
При этом устанавливаются следующие коэффициенты риска по группам активов (в процентах): 522
•Группа 1 522
Средства на корсчете в ЦБР (счет 161), средства на резервном счете в ЦБР, средства коммерческих банков для операций по расчетным чекам, вложения в государственные долговые обязательства, вложения в облигации: 522
внутреннего валютного займа 0 522
касса и приравненные к ней средства 2 522
•Группа II 522
Ссуды, гарантированные Правительством РФ. Ссуды под залог государственных ценных бумаг Правительства РФ, ссуды под залог драгметаллов в слитках 10 523
•Группа III 523
Вложения в долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти: средства на корсчетах банков — нерезидентов стран—членов ОЭСР в СКВ; средства, перечисленные на счета банков — нерезидентов стран—членов ОЭСР; ссуды под залог ценных бумаг субъектов РФ и местных органов власти 20 523
• Группа IV 523
Средства на счетах у банков — резидентов РФ в иностранной валюте; средства на корсчетах в рублях у банков — резидентов "Ностро"; средства на счетах у банков — нерезидентов стран— не членов ОЭСР, исключая по данному счету страны ближнего зарубежья; собственные здания и сооружения за минусом переданных в залог; ценные бумаги для перепродажи 70 523
• Группа V 523
Все прочие активы кредитной организации 100 523
Гарантии, поручительства, выданные кредитной организацией (на балансовый счет 9925) 50 523
H1 — норматив отношения капитала кредитной организации к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска.. Минимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере: с баланса на 1 июля 1996 г. — 5%, с баланса на 1 февраля 1997 г. 523
— 6%, с баланса на 1 февраля 1998 г. — 7%, с баланса на 1 февраля 1999 г. 523
-8%. 523
Для контроля за состоянием ликвидности кредитной организации устанавливаются нормативы ликвидности (текущей, мгновенной и долгосрочной). 523
Н2 — норматив текущей ликвидности представляет собой соотношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 20%; с баланса на 1 февраля 1997 г. — 30%, с баланса на 1 февраля 1998 г. — 50%, с баланса на 1 февраля 1999 г. — 70%. 523
НЗ — норматив мгновенной ликвидности представляет собой соотношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере: с баланса на 1 июля 1996 г. — 10%; с баланса на 1 февраля 1997 г. - 20%. 523
Н4 — норматив долгосрочной ликвидности представляет собой соотношение выданных кредитной организацией кредитов со сроком погашения свыше года к капиталу кредитной организации, а также обязательствам кредитной организации по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долгам на срок свыше года. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере 120%. 523
Н5 — соотношение ликвидных активов и суммарных активов кредитной организации. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 10%; с баланса на 1 февраля 1997 г. — 20%. 523
Н6 — максимальный размер риска на одного заемщика. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации. При определении размера риска учитывается совокупная сумма кредитов, выданных кредитной организацией данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией одному заемщику (группе связанных заемщиков). Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 60%; с баланса на 1 февраля 1997 г. — 40%; с баланса на 1 февраля 1998 г. — 25%. 523
Н7 — максимальный размер крупных кредитных рисков. Совокупная сумма требований, взвешенных с учетом риска к одному заемщику или группе связанных заемщиков кредитной организации по кредитам с учетом 50% суммы забалансовых требований (гарантий, поручительств), имеющихся у кредитной организации в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков, превышающая 5% капитала кредитной организации, рассматривается в качестве крупного кредита. 523
Решение о выдаче крупных кредитов должно в обязательном порядке приниматься правлением коммерческого банка либо его кредитным комитетом с учетом мнения кредитного отдела банка. Решение о выдаче должно быть оформлено соответствующим документом. 524
Сведения- о крупных кредитах ежемесячно представляются в Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ по месту нахождения корреспондентского счета одновременно с представлением баланса и расчета экономических нормативов. Одновременно эти сведения направляются в Главный центр информации Банка России в электронном виде для формирования реестров крупных рисков банковской системы. 524
В случае возникновения у кредитной организации отрицательного или нулевого капитала форма "Сведения о крупных кредитах, выданных кредитной организацией" не заполняется. При этом Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ в составе аналитической записки сообщает о мерах, предпринимаемых по выходу кредитной организации из критического положения и перспективах дальнейшей ее деятельности. 524
Устанавливается, что совокупная величина крупных кредитов, выданных кредитной организацией, с учетом 50% забалансовых требований (гарантий, поручительств) не может превышать размер капитала кредитной организации в 1996 г. — в 12 раз, в 1997 г. — 10 раз, в 1998 г. — в 8 раз. 524
Н8 — максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика). Норматив устанавливается как процентное отношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данной кредитной организацией, остатков по расчетным, текущим счетам, счетам по операциям с ценными бумагами одного или взаимосвязанных кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации. Остатки по бюджетным счетам в расчет не принимаются. 524
Этот норматив рассчитывается по совокупной сумме обязательств. кредитной организацией, выступающей кредитором (вкладчиком) по отношению к данной кредитной организации. Максимально допустимое значение норматива Н8 устанавливается с баланса на 1 июля 1996 г. — 60%, с баланса на 1 февраля 1997 г. — 40%, с баланса на 1 февраля 1998 г. — 25%. 524
Н9 — максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам. Норматив рассчитывается как соотношение — совокупной суммы требований банка в отношении данного акционера и забалансовых требований (50% гарантий и поручительств, выданных банком) в отношении капитала банка. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 60%, на 1 октября 1996 г. — 40%, на 1 января 1997 г. - 20%. 524
При этом совокупная величина кредитов, выданных акционерам (пайщикам) кредитной организации, не может превышать с 1 января 1998 г. 50% собственных средств (капитала) банка. 524
Н10 — максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим инсайдерам. 524
В соответствии с разъяснениями ЦБ к категории инсайдеров относятся физические лица: акционеры, имеющие более 5% акций, директора, члены Совета, члены Кредитного комитета, руководители дочерних и материнских структур и другие лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита, а также родственники инсайдеров, бывшие инсайдеры и другие лица, участвующие в сторонних структурах, в которых участвуют инсайдеры. Максимально допустимое значение Н10 на одного инсайдера и связанного с ним лица устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 10%, с баланса на 1 июля 1997 г. -2%. 524
Н11 — максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения устанавливается как соотношение величины суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение норматива НИ устанавливается в размере 100%. 524
Н12 — норматив использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Устанавливается в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 45%, с баланса на 1 октября 1996 г. — 35%, с баланса на 1 января 1997 г. — 25 %. В соответствии с действовавшей ранее редакцией Инструкции максимальный размер этого норматива был 10%. Таким образом новая редакция нормативов поощряет инвестирование средств банков в акции других юридических лиц. 524
При этом собственные средства кредитной организации, инвестируемые на приобретение долей (акций) одного юридического лица, не могут превышать с 1 января 1997 г. 10% собственных средств (капитала) банка. 525
Для вновь созданных кредитных организаций, отработавших шесть месяцев с момента регистрации, устанавливаются более жесткие значения обязательных экономических нормативов. 525
В случае нарушения кредитными организациями обязательных экономических нормативов Главное управление (Национальный банк) не должно поддерживать их просьбы об открытии филиалов и о расширении круга операций (например, получения валютной лицензии). Банк России не рассматривает ходатайства кредитных организаций на получение аккредитации для участия в международных программах МБРР и ЕБРР в случае, если кредитные организации нарушают обязательные экономические нормативы. 525
В дополнение к Инструкции № 1 в августе 1996 г. руководство ЦБ России приняло решение о введении для коммерческих банков специального экономического норматива — "норматива риска собственных вексельных обязательств" (Н13). Новый норматив определяется как отношение суммы выпущенных кредитными организациями векселей плюс 50% от суммы забалансовых обязательств кредитной организации к собственному капиталу. Максимально допустимое значение норматива, рассчитанное по балансу банков на 1 октября 1996 г., должно быть не выше 200%, а с 1 марта 1997 г. — 100%. 525
Причинами принятия этого норматива стали неплатежеспособность некоторых банков и появление новых программ в области энергетики и транспорта, связанных с вексельным кредитованием. При невыполнении Н13 ЦБ России будет запрещать кредитным организациям выпускать векселя. 525
С нормой обязательного резервирования и фондом обязательных резервов тесно связано такое понятие, как дебетовое сальдо. Предоставление краткосрочных кредитов регулируется Положением "О порядке предоставления ЦБ России однодневных расчетных кредитов банкам" № 296 от 9 июля 1996 г. 525
В целом анализируя систему обязательных нормативов и правил в деятельности банков в России и в развитых западных странах, необходимо отметить, что в России эта система более сложная и предусматривает большее число обязательных показателей. Это связано с тем, что банковская система России находится в стадии становления, что обусловливает более жесткий подход ЦБР к процессу надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков. 525
Для усиления надзора за деятельностью крупнейших коммерческих банков, от функционирования которых зависит стабильность банковской системы, в августе 1996 г. создана специальная структура — Второе операционное управление при Центробанке РФ, которое проводит расчеты, открывает и обслуживает корреспондентские счета этих банков. Приказом по Банку России под надзор и на расчетное обслуживание в новое управление уже переведены пять баню г "Автобанк", "Агропромбанк", "Внешторгбанк", "Менатеп" и Международная финансовая корпорация. В ближайшее время под надзор Второго операционного управления будет передан Сбербанк РФ. 525
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег 349
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система 359
- 1. Ухудшается экономическое положение: 368
- Глава 3. Финансы и финансовая система 370
- 1) Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 373
- 2) Доходы предприятий сферы материального производства. 373
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика 379
- 1) Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 382
- 2) Создание адекватного финансового механизма; 382
- 3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. 382
- Глава 5. Финансы и контроль 389
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий 399
- Глава 7. Бюджет государства 411
- 1) Удержать экономику от спада производства; 413
- Глава 8. Государственный кредит 426
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система 439
- Глава 10. Бюджетный процесс 443
- 1) Метод экономического анализа — определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения; 446
- 2) Нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода; 446
- 3) Экстраполяционный метод — определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год. 446
- Глава 11. Территориальные финансы 451
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды 468
- Глава 13. Социальное обеспечение 478
- Глава 14. Страхование 492
- Глава 15. Кредит и его функции 506
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции 517
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции 525
- Глава 18. Безналичные расчеты 536
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа 545
- 2) Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной ответственности. 546
- 3) В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово-убыточные предприятия. 546
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей 553
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег
- 1. 1. Деньги: их необходимость и происхождение
- 1. 2. Функции денег
- 1. 3. Виды денег
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система
- 2. 1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение
- 2. 2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег
- 2. 3. Денежная система и ее элементы
- 2.4. Денежная система рф
- 2. 5. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России
- 1. Ухудшается экономическое положение:
- Глава 3. Финансы и финансовая система
- 3. 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- 3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
- 3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных реформ
- 3. 4. Финансовая система и характеристика ее звеньев
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика
- 4. 1. Управление финансами
- 4. 2. Финансовая политика
- 4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
- Глава 5. Финансы и контроль
- 5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике
- 5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 5. 3. Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 5. 4. Негосударственный финансовый контроль
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий
- 6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий1
- 6. 2. Принципы организации финансов предприятий
- 6. 3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий
- 6. 4. Выручка от реализации продукции
- 6. 5. Производственные фонды
- 6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия
- Глава 7. Бюджет государства
- 7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета
- 7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета
- 7. 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- Глава 8. Государственный кредит
- 8. 1. Сущность и функции государственного кредита
- 8. 2. Классификация государственных займов
- 8. 3. Управление государственным кредитом
- 8. 4. Российская Федерация как заемщик
- 8. 5. Российская Федерация как гарант
- 8. 6. Российская Федерация как кредитор
- 8. 7. Займы территорий
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система
- Глава 10. Бюджетный процесс
- 10. 1. Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса
- 10. 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
- Глава 11. Территориальные финансы
- 11. 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований
- 11. 2. Состав территориальных финансовых ресурсов
- 11. 3. Законодательная основа территориальных финансов
- 11. 4. Территориальные бюджеты — главная финансовая база территориальных органов власти
- 11. 5. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий
- 11. 6. Муниципальные внебюджетные фонды
- 11. 7. Территориальное сводное финансовое планирование
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды
- 12. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
- 12. 2. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- Глава 13. Социальное обеспечение
- 13. 1. Экономические основы и принципы социального обеспечения
- 13. 2. Государственные пенсии
- 13. 3. Социальные пособия
- Глава 14. Страхование
- 14. 1. Участники страховых отношений и их интересы
- 14. 2. Классификация и виды страхования
- 14. 3. Организация страхования в Российской Федерации
- 14. 4. Финансовые аспекты страховой деятельности
- 14. 5. Инвестиционная политика страховщика
- 14. 6. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика
- 14. 7. Перестрахование
- 14. 8. Некоммерческие организации в сфере страхования
- Глава 15. Кредит и его функции
- 15. 1. Кредит как форма движения ссудного капитала
- 15. 2. Основные этапы развития кредитных отношений
- 15. 3. Основные принципы кредита
- 15. 4. Базовые функции кредита
- 15. 5. Основные формы кредита и его классификация
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции
- 16. 1. Функции и операции центральных банков
- 16. 2. Центральный Банк России и его операции
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции
- 17. 1. Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения
- 17. 2. Пассивные операции коммерческих банков
- 17. 3. Активные операции коммерческих банков
- 17. 4. Комиссионные и трастовые операции банков. Корреспондентские отношения между банками
- Глава 18. Безналичные расчеты
- 18. 1. Основы организации безналичных расчетов
- 18. 2. Формы безналичных расчетов
- 18. 3. Расчеты пластиковыми карточками
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа
- 19. 1. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- 19. 2. Развитие рынка ценных бумаг в 1993 - 1996 гг.
- 19. 3. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг
- 19. 4 Совершенствование рынка ценных бумаг в рф
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей
- 20. 1. Мировая валютная система и ее модификация
- 20. 2. Валютная система Российской Федерации
- 20. 3. Платежный баланс России
- 20. 4. Проблемы внешней задолженности России
- Словарь терминов